Трагическая новость пришла сегодня утром – на 102-м году жизни скончался актер Владимир Зельдин. Без преувеличения, это человек-легенда, человек-эпоха, человек-миф. До последнего времени Зельдин выступал на сцене, играл в театре и поражал всех своей неуемной энергией.
Корреспондент «СтарХита» общался с Зельдиным несколько лет назад в Петербурге во время концерта, посвященного юбилею Владимира Высоцкого. Беседа эта была увлекательной. Говоря о своей жизни и вспоминая прошлое, в котором было место и войне, и тяжелым потерям, и серьезным испытаниям, Зельдин подчеркивал, что он всегда старался с оптимизмом смотерть в будущее. Самые яркие и пронзительные высказывания артиста, произнесенные им в разговоре с Михаилом Садчиковым, в нашей подборке.
«Мне часто задают вопрос: «В чем секрет вашего долголетия?» А я и не знаю, что ответить на это, ведь никакой специальной «методики здоровья от Зельдина» у меня нет. У меня ведь и инфаркт был (Зельдину на тот момент было 80 лет. – Прим. «СтарХита»), после чего врачи сказали, что мне нужно снизить нагрузки. Я вошел в норму, но про активные занятия спортом и танцами пришлось забыть, теперь только долгие пешие прогулки».
Вы попробуйте в течение многих десятков лет выходить на сцену каждый день – быстро придете в норму. Часто думаю, что я бы не смог жить без сцены - тосковал, переживал. Даже боюсь представить, как бы в такой ситуации повел себя мой организм, правильно ведь говорят: «Сцена – лечит». А так, даже когда я вошел в солидный возраст, мой организм продолжал жить так, как всегда, в состоянии «боевой, творческой готовности». Осознание того, что я не могу подвести людей, расслабиться, опустить руки, держало меня в тонусе, ведь меня ждут партнеры по сцене, зрители…
...Ведь это такие даты, когда юбиляру больше сочувствуют. Меня больше греет мысль о том, что в таком почтенном возрасте я все еще служу в своем родном театре, что меня до сих пор приглашают в новые постановки и делают ставку на такого актера, как я!»
…Вместе с ними мы ездили на гастроли. Они ведь для меня мальчишки, которые с горящими глазами слушают мои истории и удивляются, что я был свидетелем того, о чем они читали в учебниках истории!»
...Это было непростое время – я работал в составе актерской бригады, часто бывал на передовой. Там не принято говорить о смерти, ведь многие солдаты не знают, доживут ли до утра – нужно было дарить людям праздник и чувство веселья. Уже сейчас я понимаю, что находиться в Москве было гораздо опаснее, чем на передовой. Но даже в те страшные дни мы не унывали, продолжали работать, а ночью я брал огромные железные щипцы и дежурил на крыше своего дома, гасил зажигательные бомбы, которые немцы сбрасывали на город. Когда закончилась война, то самым любимым праздником для меня стал День Победы».
...Но мне всегда казалось, что нужно прожить так, чтобы молодые завидовали тебе, тому, как ты жил, сколько видел, сколько пережил… Да и чувство зависти мне вообще не свойственно».
…Поймите, жизнь дана не для конфликтов, войн и ссор, а для того, чтобы созидать, делать добро, сострадать, понять и принять боль другого человека, как свою. Люди с таким, во многом романтическим подходом к жизни, действительно счастливы».
Кроме вопросов о возрасте, журналисты зачастую спрашивают меня «что такое счастье?»
«Важный момент долголетия - отсутствие вредных привычек. В моей семье никогда не употребляли алкоголь, и я – тоже. Когда думаю об этом, то вспоминаю людей, которых сгубила эта пагубная привычка - им требовался алкоголь как дополнительный стимул или как разрядка после тяжелых спектаклей. Думаю, что трезвый образ жизни помогает мне оставаться на сцене так надолго. И не нужно забывать про физические нагрузки: спорт, физкультуру, движение, танцы. В свое время я увлекался верховой ездой, водными лыжами, работал у станка в балетном классе, но не курил, не пил. Говорят ведь: в движении - жизнь, и я под этим с удовольствием подпишусь».