Спортивный психолог, сотрудник института медико-биологических проблем Вадим Гущин, работающий с российской сборной, подчеркнул, что олимпийцам необходима помощь специалистов, чтобы справиться с волнениями. Однако, их категорически не хватает на всю команду.
«Большая часть психологов работает со спортсменами, которые участвуют в летних видах спорта. Я знаю, что в Пекин отправили всего двух психологов на всю олимпийскую российскую сборную. Не знаю, помогал ли кто-то из них Камиле или нет», — говорит Гущин.
Но в то же время, спортивный психолог отмечает, что не каждому нужна поддержка в виде хвальбы и объятий. И даже «жестокость» Этери Тутберидзе по отношению к своим воспитанницам совсем не значит, что она не переживает за них. «Кого-то надо обнять, поцеловать и погладить. А с кем-то достаточно вести себя сдержанно. Все великие тренеры, а я знаю довольно многих, с каждым своим подопечным общаются по-разному», — добавил сотрудник института медико-биологических проблем.
Вадим Гущин считает 15-летнюю Камилу Валиеву, которая столкнулась с невероятным прессингом, человеком со стойким характером: «Камила, согласившись выступать, проявила себя, как боец. С этим, надеюсь, никто спорить не станет. Вы бойцам станете говорить: «Ой ты миленький, сюси-пуси, как мне тебя жалко»? Если человек боец, с ним надо разговаривать именно так, как это делала Этери Георгиевна».
«И, наконец, если кто-то чуть-чуть знаком с семейной ситуацией Тутберидзе, то не станет ее винить. У Этери Георгиевной непростая история, у нее больной ребенок. Если она, как некоторые тренеры, будет бесконечно выплескивают эмоции, ее на собственную дочь не хватит. Она экономит их. Если сопереживать каждому, в конце концов у тебя внутри образуется выжженное поле. Поэтому Этери Георгиевна вела себя абсолютно правильно. Думаю, что с Анной Щербаковой, у которой совсем другой характер, она бы вела себя иначе. С Трусовой все понятно. Девочка после выступления находилась в состоянии аффекта», — отметил спортивный психолог.
Про ситуацию с 17-летней Трусовой, которая заявила, что ненавидит спорт и больше не выйдет на лед, Гущин сказал так: «У нее был аффективный выплеск. Он всегда короткий. Я был шокирован тем, что журналисты сняли ее в таком состоянии и выложили видео в Сеть. Вы должны понимать, что многие спортсмены ведут себя подобным образом. Просто не всегда рядом оказывается ваш брат. На моей практике очень известные спортсмены кричали: «Я ненавижу то, я ненавижу это, я это брошу». Выплеснув эмоции, человек успокаивается. Поплакал — и пошел в бой».
По мнению специалиста, хоть девочки и сильные духом, но справляться с трудностями им все же непросто: «Психика Камилы пока неустойчива. В 15 лет легко прыгать, а преодолевать эмоции трудно. После 18 лет человек становится менее эмоциональным и взрывным. Когда по телевидению сказали, что Камилу сломали, я могу поднять руку и подтвердить: так и есть. Уже перед стартом было видно, что она предельно напряжена, зажата. Какую роль сыграло то, что предыдущие спортсменки хорошо выступили, а какая доля отводилась общему фону, вопрос сложный».
Гущин уверен, что 17-летняя Анна Щербакова, ставшая первой, скрывала свои истинные эмоции. Фигуристке определенно было трудно в тот момент, когда ее на весь мир объявили олимпийской чемпионкой. «Она артистическая натура, такие девушки остро переживают. Просто Щербакова может не демонстрировать такие эмоции, но у нее есть сердце, душа. Когда мы говорим, что Валиева маленькая, не забывайте, что остальные девочки не сильно старше. Это не взрослые сформировавшиеся женщины. Они, как личности только развиваются. И реагируют на все, как дети», — заверил он.
Вадим Гущин также заметил, что в команде Этери Тутберидзе присутствует здоровая конкуренция, поэтому каждая из трех претенденток на золото рассчитывала на победу: «Группа Тутберидзе хороша тем, что там все сильные. Фигуристки привыкают биться с равными. Нет такого: я одна звезда, а вы на меня смотрите. Спортсменки не впадают в ступор, когда видят конкурентов». При этом он не уверен в том, что карьера Валиевой пойдет в гору после Пекина: «Если Валиева действительно сильная, то к следующему чемпионату мира мы увидим прежнюю Камилу. Но гарантировать, что Валиева восстановится и выиграет следующую Олимпиаду, не могу. Мы не знаем, как сложится ситуация».
Однако, нынешнюю ситуацию он обрисовал так: «Чем закончится история с допингом Валиевой, более-менее понятно. Командное золото заберут, к гадалке не ходи. На фоне общеполитической обстановки иначе быть не может. По мне, так это просто садизм. Дать выступить и отобрать медаль — хуже, чем просто не дать».
По материалам:
Фото: Legion-Media