Уже через пару дней после объявления военного положения все, кто мог оказать сопротивление, стали записываться во фронтовые бригады. Известные ныне советские артисты в то время только начинали творческую деятельность или еще не помышляли о карьере в области искусства. Как и остальное население, их занимали главные вопросы: как выжить и победить врага.
Великая Отечественная война ни для кого не прошла бесследно. Картины жестоких событий, увиденных собственными глазами, навсегда остались в памяти людей. Артисты тяготились страшными воспоминаниями, но использовали личный опыт в творчестве и впоследствии играли солдат в кино.
Многих война превратила в инвалидов, и муки от полученных ранений неотступно преследовали актеров и режиссеров спустя десятки мирных лет. Но звезды экрана проявили героизм и сделали неоценимый вклад в будущее народа. С некоторыми ветеранами «СтарХиту» удалось пообщаться лично.
НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ
97-летний артист принадлежит к поколению, представителей которого почти не осталось. Рожденный в 1921 году, он был призван на фронт в самом начале войны. С театральных подмостков актер отправился на поле боя без оружия: пистолет ему выдали позже, а пулемет и вовсе достался Лебедеву после смерти сослуживца.
После ранения в сражении под Уманью Лебедев попал в плен, и его отправили в лагерь немцев. Четыре раза артист сбегал от неприятеля. Однажды Николай Сергеевич пересек территорию оккупированной Украины, но у самой линии фронта его поймали.
Лебедева хотели расстрелять, он многое перенес: побои, издевательства, жестокие допросы. Но чудом актер сумел уцелеть. После одного побега Николай Сергеевич попал к гестаповцу, работавшему артистом. Русский солдат рассказал врагу о личном знакомстве со звездами Москвы. Немец проникся симпатией к пленнику, благодаря чему Николая Лебедева оставили в живых.
По еще одной счастливой случайности актера не посадили после освобождения из плена, хотя многие русские солдаты после такого опыта считались «неблагонадежными» и попадали в советские лагеря. На допросах контрразведки Лебедев уверенно рассказал все, что знал, ему поверили и отпустили.
После войны, окончив Школу-студию МХАТ, Лебедев надеялся работать в Московском Художественном театре. Но в его биографии всплыл факт пребывания в плену, и руководство учреждения отказало Николаю Сергеевичу. Зато Театр имени Моссовета принял артиста и стал его вторым домом на долгие десятилетия.
«Театр сыграл большую роль в моей жизни, я там с восьми лет, он помог мне и в войне, и в победе. Я — старейший в Москве по возрасту участник войны и артист. За год до смерти подошел к Этушу на приеме, попросил его не выпендриваться: он думал, он старший в Москве, а оказалось, он «за мной». Такая вот шутка», — вспомнил актер.
Популярность пришла к артисту после выхода фильма «Евдокия». Многие также помнят его роль Митрофана в картине «Вечный зов». Минули десятилетия, но ни время, ни успех не смогли смыть из памяти актера ужасы 40-х. Николай Сергеевич не любит говорить о фронте. «Я не могу вспоминать о войне, мне надоело. Для нового поколения нужен другой подход, для них я человек с того света», — заключил он.
НИКОЛАЙ ДУПАК
Детство Николая Лукьяновича было тяжелым: вместе с семьей он пережил репрессии и массовый голод. С 30-х Дупак увлекся театральными постановками, а весной 1941-го успешно прошел пробы на роль Андрея в картине «Тарас Бульба». Война ворвалась в его мир внезапно, разрушив все планы и надежды. С призывом артист отправился в Новочеркасск, где обучался на лейтенанта.
Когда немцы достигли Ростова, курсантов перебросили туда для отражения атаки. Двое суток бойцы искали противника верхом на лошадях. Отряд наткнулся на мотоциклистов, но не сразу обнаружил танки врага. Дупак получил тяжелое ранение в горло. В полуобморочном состоянии он держался за гриву коня, который вынес его к реке. В госпитале артисту сделали операцию, и он вернулся к службе.
Николай Лукьянович воевал на Брянском фронте, где получил контузию. Участник обороны Москвы и Сталинграда прошел путь от курсанта до командира разведки и кавалерийского эскадрона. Три раза семья Дупака получала ошибочные «похоронки», родные считали его погибшим. Война отняла у солдата здоровье, но он сумел выжить.
Николай Лукьянович сражался за родину до сентября 1943-го, пока серьезные ранения в руку и стопу вкупе с туберкулезом не лишили его возможности защищать страну. Дупака комиссовали, поставив ему вторую группу инвалидности. Война унесла жизни его брата и родителей, а сестра актера пропала без вести.
После службы бывший солдат с трудом смог вернуться к творчеству: необходимо было восстановить слух и речь, потерянные из-за контузии. Но Николай Лукьянович встал на ноги. Сила духа и талант сделали его артистом, а позднее — директором Театра на Таганке. Он снимался в кино и играл на сцене, но никогда не забывал военного прошлого.
Николай Лукьянович до сих пор ездит на творческие встречи и рассказывает о работе в театре и о личном участии в боевых сражениях. Расстраивает артиста только то, что большинство вспоминает подвиг народа только по праздникам.
«К 20-летию Победы участникам боевых действий выдавали удостоверение фронтовика, где было указано, что три года службы засчитывают за шесть. Но потом все забыли об этом», — посетовал герой войны.
ЮРИЙ НИКУЛИН
Юрий Владимирович прошел сразу две войны — советско-финскую и Великую Отечественную. Они подорвали здоровье артиста: в 1943-м Никулин заболел пневмонией и получил направление в госпиталь. Когда самочувствие улучшилось, он вернулся на поле боя, в зенитную батарею.
Победу актер встретил в Прибалтике и через год демобилизовался. Был награжден тремя медалями — «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Юрий Никулин редко говорил о военном прошлом, не желая тревожить старые раны. Он отмечал, что не считает себя смелым человеком, но переносил ужасы войны достаточно спокойно. Со многими сослуживцами Юрия Владимировича случались истерики, он же наоборот замыкался в себе.
После фронта у Никулина началась совсем другая жизнь. Он работал в цирке, а затем дебютировал в кино. Зрители полюбили артиста за его умение воплощать на экране гротескно-комедийных персонажей — добродушных и наивных. Но актер играл и в драме: в фильме «Когда деревья были большими» он продемонстрировал одиночество, лживость и опустошенность героя Кузьмы Иорданова.
Особенно тяжело давались звезде экрана роли в военных картинах. Воспоминания глубоко ранили Юрия Владимировича, он не желал ворошить прошлое и долго отказывался от предложения сценариста Константина Симонова сняться в фильме «20 дней без войны». Писатель убедил актера, отметив, что никто не сыграет лучше человека, пережившего те события лично. Также Никулин исполнил роль в картине «Они сражались за родину», поставленной режиссером-фронтовиком Сергеем Бондарчуком. Но даже много лет спустя артист предпочитал молчать о подробностях, увиденных им в страшную пору борьбы с врагом.
АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ
В конце 30-х актер уже снялся в фильме «Ленин в Октябре». Его творческим планам помешала война. Анатолий Дмитриевич попал на передовую, командовал взводом. Весной 1942 года под Харьковом бомба уничтожила весь отряд Папанова. Из 40 человек осталось только двое. Артисту повезло, но он получил серьезное ранение, два пальца ампутировали.
Он полгода провел в военном госпитале, после чего ему дали инвалидность и отправили домой. Анатолий Дмитриевич пришел поступать в ГИТИС на костылях, но постепенно научился не только ходить без их помощи, но и танцевать. В отличие от многих коллег, не желавших возвращаться мыслями к войне, Папанов настаивал на том, что о ней обязательно нужно рассказывать следующим поколениям.
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ
Когда началась война, будущей звезде «Тихого Дона» было всего 13. Несмотря на юный возраст, у нее не возникало желания спрятаться от фронтовых событий. Во многом на отношение Быстрицкой повлиял отец, который работал врачом и считал, что отдать жизнь за Отечество — честь для офицера.
Семья Элины Авраамовны часто переезжала. Вскоре папу Быстрицкой призвали на войну, а она осталась в Нежине с матерью и сестрой. Но будущая артистка грезила желанием помочь героям. Она отправилась работать санитаркой в передвижной госпиталь, окончила медицинские курсы и стала самой молодой лаборанткой больницы.
Особым испытанием для артистки стал прием раненых. Тысячи изувеченных людей поступали в госпиталь. Элина Авраамовна научилась подавлять приступы тошноты, когда видела ужасные травмы воюющих. Но до самой смерти ее терзали воспоминания о разрушенном немцами эшелоне с почтой. Посреди обугленного поля у города Сталино лежали письма солдат домой, раздуваемые ветром.
«Мы с мамой к тому времени давно не получали писем от отца, и я понимала, как этих писем ждут родные наших бойцов. В госпитале я видела смерть, увечья и тяжелейшие страдания людей, но до сих пор у меня перед глазами стоит именно эта картина войны: тысячи бумажных треугольничков, гонимых порывами ветра по обожженной донецкой степи», — делилась Быстрицкая.
Элина Авраамовна закончила работать в госпитале осенью 1944 года. В тот момент советские войска шли в наступление, и передвижная больница должна была следовать за ними за границу. Но несовершеннолетних не пускали за рубеж, поэтому Быстрицкая оставила фронт и поехала учиться в медицинский техникум. Там она вскоре поняла, что не может больше выносить муки людей и не желает нести ответственность за их жизни. Судьба санитарки совершила крутой поворот: она поступила в театральный институт.
Война сделала Быстрицкую сильной и жесткой. Но награды за вклад в борьбу с противником она получила только в 80-х. В театре актрису обвинили во лжи, не веря, что юной девушкой она успела побывать на фронте. В ярости Элина Авраамовна отыскала документы, доказывающие ее заслуги перед Отечеством. Тогда артистке и вручили долгожданные ордена и медали.
Великая Отечественная война в корне изменила жизнь актрисы. Позднее отец-врач обследовал Быстрицкую и с грустью констатировал, что перетаскивание тяжелых носилок с ранеными не прошло бесследно для дочери: она не могла иметь детей. Всю волю и талант артистка вложила в театр и кино.
ЛЕОНИД ГАЙДАЙ
В начале войны будущего режиссера не брали в армию добровольцем из-за болезненного вида и худобы. Тогда Гайдай устроился работать в театр, где устанавливал декорации и попутно учил репертуар. У Леонида Иовича появилась мечта стать великим актером.
В 1942 году он попал под общий призыв. Отправившись на службу в Монголию, Гайдай смело выполнял поручения командиров. После присвоения звания сержанта солдата направили на Калининский фронт. Леонид Иович абсолютно не жалел себя: артист вступил в партию, чтобы в случае тяжелого боя его ставили в первые ряды.
В бою за деревню Енкино Гайдай совершил подвиг, убив трех немцев и захватив нескольких пленных. Он получил медаль «За боевые заслуги». Но в 1943-м солдату не повезло: в разведке Леонид Иович подорвался на мине. Мелкие осколки застряли у сержанта в ноге, его готовили к ампутации, но боец уговорил врачей сохранить конечность. «Я хочу быть актером, а безногих актеров не бывает!» — взмолился Гайдай.
До конца дней режиссера мучили дикие боли: осколки выходили из раненой ноги. Получив инвалидность второй группы, Гайдай поступил во ВГИК. Его карьера сложилась блестяще. Леонида Иовича называли создателем лучших отечественных комедий и благодарили за открытие таланта Юрия Никулина. Как и Юрий Владимирович, постановщик не любил вспоминать войну. Хотя армейский опыт он все же использовал в знаменитом диалоге из «Операции «Ы» и других приключений Шурика».
Во время службы в Монголии в часть явился офицер, набирающий пополнение в армию. На все вопросы старшего по званию вроде «Кто в артиллерию? Кто в разведку?» Гайдай выкрикивал свое «Я!». «Подождите вы, дайте огласить весь список», — сетовал военком, не подозревавший, что однажды эти слова станут цитировать зрители всей страны.
ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ
Иннокентий Смоктунович, как звали его до начала актерской карьеры, ушел на фронт в 1943 году. В должности связного штаба он участвовал в крупнейших сражениях на Курской дуге и в освобождении Киева. Иннокентий Михайлович попал в плен, но чудом сумел сбежать. Целый месяц солдата прятала у себя крестьянская семья.
После удачного побега из плена солдат присоединился к партизанам. Он командовал ротой автоматчиков, которые первыми сумели прорваться в деревню Лорцен и уничтожить два десятка врагов. За подвиг Иннокентия Михайловича наградили медалью.
Но пребывание в плену негативно сказалось на репутации Смоктуновича: это считалось признаком «неблагонадежности». Ему запрещено было жить в 39 городах страны, им часто интересовались спецслужбы. После войны Иннокентий Михайлович поселился в Норильске, где и сменил фамилию.
Творческий путь актера начался тяжело, театры один за другим отказывались от его услуг, но он не сдавался и начал играть небольшие роли в кино. Иннокентия Михайловича узнали в столице, когда вышел фильм «Солдаты». Георгий Товстоногов оценил талант Смоктуновского и пригласил в БДТ. В Москве заговорили о гениальности дебютанта. Больше никто не смел назвать звезду сцены предателем родины: его признали героем и большим артистом.
ВЛАДИМИР ЭТУШ
До войны будущая звезда учился в Щукинском училище. В октябре 1941-го 19-летний студент записался добровольцем на фронт и попал в стрелковый полк. Этуш воевал в Осетии, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону. Его тяжело ранили под украинским городом Токмаком в 1943-м. После лечения в госпитале Этушу дали инвалидность и списали в тыл. За доблесть он был награжден орденом Красной Звезды.
Владимир Абрамович стал ведущим актером Театра имени Вахтангова, преподавал и снимался в комедиях. Но память о войне не давала ему покоя до самой смерти. Эмоциями он поделился в книге «Все, что нажито». Артисту не довелось отпраздновать 74-летнюю годовщину Великой Победы: он умер в результате сердечного приступа за два месяца до нее.
МИХАИЛ ПУГОВКИН
Уже через два дня после съемок финального эпизода картины «Дело Артамоновых» 17-летний парень отправился на фронт, приписав себе год. Боевым крещением Михаила Ивановича стала операция под Ельней в Смоленской области. Он попал в окружение, но выбрался живым. С зимы 1942-го Пуговкин служил разведчиком на Южном фронте. Он получил ранение под Луганском и в госпитале услышал от врачей страшный диагноз: гангрена, ногу нужно отнять. Уговоры, что он артист, не помогали, но, по слухам, в последний момент в палату вбежала медсестра с телеграммой о приказе Сталина прекратить «бессмысленную ампутацию» у военнослужащих.
Ногу удалось спасти, и вскоре Пуговкина комиссовали. Однако в 1944-м призвали снова. На этот раз актер служил в танковом училище в Ветлуге. Начальник любил искусство и назначил Пуговкина ответственным за самодеятельность. Через год, когда советские войска уже одержали победу, Михаила Ивановича отчислили, чтобы он смог вернуться на сцену.
Актера сразу же взяли в Русский драматический театр, а потом и в кино. Первое время Пуговкину тяжело давалась работа: он передвигался с тростью. В комедии «Свадьба» рана дала о себе знать.
Пуговкин не привык показывать боли и терпеливо продолжал играть, хотя сапог наполнялся кровью. Супруга артиста Ирина Константиновна говорила, что какие бы испытания ни выпадали на долю мужа, он встречал их своей фирменной улыбкой.
Война отняла у актера отца и двух братьев. Маму звезды комедий в 40-е арестовали по доносу: стараясь прокормить родственников, она уносила из цеха один пирожок и варила на нем суп. Когда любящий сын описал эту ситуацию в письме к Сталину, несчастную женщину отпустили домой. Пуговкин верил, что генералиссимус дважды помог ему: спас ногу от ампутации и родительницу от тюрьмы.
ЕВГЕНИЙ ВЕСНИК
У будущего артиста был нелегкий старт: отца Весника расстреляли, а мать сослали в Казахстан. Мальчика определили в приют для детей «врагов народа», но по дороге к месту назначения Евгений Яковлевич сбежал. Знакомые помогли ему прописаться в квартире родителей и устроили рабочим на завод. Подросток мечтал стать актером и занимался самодеятельностью.
Через год после начала войны молодого артиста зачислили в курсанты артиллерийского училища. Он не отличался дисциплиной, отвлекаясь на творчество и забывая устав, но на фронте Весника уважали товарищи. Он стал командиром огневого взвода и дослужился до лейтенанта. Солдат получил награду за штурм Кенигсберга и героически проявил себя за три года, проведенных на службе. Евгений Яковлевич признавался, что шел на поле боя романтически настроенным юношей, ему нравилось идти в наступление. Но вернувшись, актер осознал причастность к убийству и разочаровался в итогах сражений.
После войны Весник окончил Театральное училище имени Щепкина и за свою жизнь сменил несколько площадок. Неизменной оставалась лишь его любовь к сцене и классическим произведениям.
Артист первым исполнил в театре роль Остапа Бендера. В кино он дебютировал в «Отелло». Зрители запомнили актера по участию в «Приключениях Электроника» и «Чародеям». Позднее Евгений Яковлевич успешно показал себя в режиссуре: тяготясь воспоминаниями о детстве, Весник поставил спектакль о судьбе родителей. Не покидали его и картины страшной войны, которые бывший солдат описал в мемуарах.
СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК
Артист грезил о кино и успел окончить театральное училище, когда началась война. Бондарчук был в боях под Грозным, Моздоком, Армавиром. За хорошую службу его наградили орденом Отечественной войны второй степени. Сергея Федоровича призвали в 1941-м, а демобилизовался он только в 1946-м. После долгого перерыва актер вернулся к творчеству, но его мир не был прежним.
В памяти Бондарчука навсегда запечатлелась страшная картина атаки на Грозный: кругом полыхал огонь, стоял удушающий запах горелого человеческого мяса. Он укрылся в окопе, который мог стать могилой артиста.
С 1948 года Бондарчук начал сниматься в кино, а в 1959 выпустил первый собственный фильм «Судьба человека». Над картиной «Война и мир», получившей впоследствии «Оскар», Сергей Федорович работал в течение трех лет. В тот период режиссер пережил две клинических смерти, но выкарабкался и продолжил творчество.
Тема войны не оставляла мысли артиста. Совместно с итальянской студией он снял «Ватерлоо», но зрителей больше всего тронула картина «Они сражались за родину». Казалось, всю боль и горечь собственных переживаний постановщик показал в фильме.
Советские артисты казались публике недосягаемыми звездами экрана: счастливыми, жизнерадостными, беззаботными. Но на поле боя актеры и режиссеры были частью армии, боровшейся за мирное небо над головами близких. Собственные страдания и переживания они вложили в творчество, которое до сих пор трогает зрителей и напоминает им о великом подвиге нации.
По материалам изданий «Лента.ру», Philologist, «Семь дней».