Еще в юности Юрий Любимов знал, что его место в театре. Он редко играл в кино, зато готов был часами репетировать на сцене. Благодаря таланту и новаторским идеям артист не только стал прекрасным актером, но и режиссером и руководителем «Таганки».
Успех нелегко дался постановщику. Ему приходилось отстаивать новые спектакли, бороться за судьбы актеров, переживать годы изгнания из страны. Не проще оказалось создать крепкую семью. Короткий брак Любимова с балериной Ольгой Ковалевой завершился скандальным разводом, а сожительство с Людмилой Целиковской продолжалось до тех пор, пока она закрывала глаза на измены режиссера. Счастье Юрий Петрович обрел в союзе с переводчицей Каталин Кунц. Однако даже она не смогла спасти мэтра от тяжелых болезней.
5 октября 2014-го драматург умер в возрасте 97 лет. Но до сих пор его вспоминают добрыми словами коллеги из театрального мира. Что же пришлось вынести режиссеру ради мечты оставить след в истории?
ПРОТИВ СИСТЕМЫ И РАДИ ИСКУССТВА
Детство Юрия Петровича было тяжелым: его отец-купец держал лавку шотландских товаров и в 20-е годы подвергся лишению гражданских прав за нетрудовые доходы. Папу постоянно арестовывали, а из-за его репутации страдала вся семья. Поэтому Любимов-младший окончил только семь классов — в старшие не принимали из-за происхождения. Не отчаявшись, юноша поступил в техникум на электромеханика.
Мир студента перевернулся, когда тот увидел постановку Станиславского. Недолго думая, вдохновленный театром Любимов перешел в Студию МХАТ-2. Когда второе отделение учреждения закрылось, артист поступил в Щукинское училище. Вскоре он уже играл в пьесах «Много шума из ничего» и «Принцесса Турандот».
В 1939-м Любимова приняли в труппу Театра имени Вахтангова. Покинуть сцену его заставила война, но демобилизовавшись, Юрий Петрович быстро вернулся в строй и стал ведущим актером. Иногда артист снимался в кино. Так, он запомнился зрителям благодаря роли принца в «Цветных киноновеллах», участию в комедиях «Беспокойное хозяйство» и «Кубанские казаки». В 50-е звезда отметился в картинах «Прощай, Америка!» и «Город зажигает огни».
Однако главной любовью артиста был театр. Он блистал в «Молодой гвардии», «Чайке», «Идиоте», а в 1959-м самостоятельно организовал спектакль «Много ли человеку надо». Затем начинающему режиссеру предложили место преподавателя в Щукинском училище. Со студентами Любимов представил революционный по тем временам проект «Добрый человек из Сезуана». С той же пьесой Юрий Петрович дебютировал на подмостках «Таганки».
Благодаря оригинальному режиссеру о театре заговорили в Европе. И вот уже «Таганку» всерьез называли «островком свободы в СССР». Труппе Любимова рукоплескали в Лондоне, а его постановки для оперы с восторгом принимали в «Ла Скале». Все изменилось в 80-е, когда скончался Владимир Высоцкий. Сначала спектакль в его честь не пропустила цензура, затем неугодным признали и «Бориса Годунова».
После того, как режиссер дал интервью «Таймс», его вовсе на несколько лет лишили гражданства. Опальный драматург жил в то время в Европе и США, но очень скучал по Родине. С радостью он вернулся в Россию в конце 80-х. Казалось, в жизни Любимова настала белая полоса. В 1992-м ему присвоили звание народного артиста РФ, он вновь возглавлял «Таганку».
Новым испытанием для постановщика стали конфликты в театре. Еще в 2010-м он заявлял, что уходит в отставку, не поясняя конкретных причин недовольства. Через год режиссер оказался в эпицентре скандала, так как труппа потребовала немедленной выплаты гонораров на гастролях в Чехии. Возмутившись поведением коллег, Любимов официально сложил полномочия. Ходили также слухи, что отношения с актерами у драматурга испортились из-за его супруги Каталин Кунц. Артисты уверяли, что, замещая мужа на работе, Каталин оскорбляла окружающих и сквернословила.
Тем не менее, карьера режиссера не завершилась на этой неприятной ноте. Он продолжил служить искусству в Большом театре, занимаясь спектаклями, пока это позволяло здоровье.
ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ
О Юрии Любимове говорили как о харизматичном и притягательном человеке, на противоположный пол он действовал как магнит. Первой чарам артиста поддалась балерина Ольга Ковалева. В 1949-м она подарила актеру сына Никиту, но вскоре после рождения ребенка ушла от мужа к дирижеру.
Неудача в семейной жизни сменилась успехом в карьере, и режиссер воспрянул духом. Ходили слухи, что одно время он разрывался между сестрами Пашковыми, Галиной и Ларисой. Но увлечение актрисами не было серьезным, чего не скажешь о связи Любимова с Людмилой Целиковской. Вместе с ней он работал в театре имени Вахтангова и снимался в «Беспокойном хозяйстве». Бурный роман пары начался в 60-х и продлился 16 лет.
Но отвечал ли Юрий Петрович благодарностью и взаимностью своей спасительнице? Выяснилось, что нет, ведь даже когда режиссер жил в доме Целиковской, он умудрялся изменять ей с другими женщинами.
«Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума», — признавалась Елена Корнилова, известная по фильму «Первые испытания».
Людмила Целиковская закрывала глаза на предательство до тех пор, пока режиссер сам не признался ей в измене — с венгерской переводчицей Каталин Кунц. Драматург встретил ее на гастролях в Европе, а продолжение роман получил благодаря приезду Каталин в качестве корреспондента в Москву. В 1978-м 61-летний постановщик женился на 32-летней женщине. Вскоре журналист родила избраннику сына Петра.
Многие обвиняли Каталин в резкости и грубости, якобы она сеяла раздор в театре и вводила там свои порядки. Однако некоторые друзья режиссера были уверены: сильный характер Кунц не давал ее мужу расслабиться и сдаться под натиском проблем. «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена, — удивлялся Иван Бортник. — Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».
БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ
В октябре 2012-го режиссер пожаловался на боли в сердце. Курс терапии не улучшил самочувствия Любимова, а в конце месяца стало известно о его срочной госпитализации. Ситуация достигла критической отметки, когда драматург впал в кому. К нему не подпускали никого, кроме самых близких родственников.
Чудом Юрий Петрович пришел в сознание. Спустя пару месяцев он уже стоял на сцене Большого театра на репетиции оперы «Князь Игорь». Коллеги не верили глазам: режиссер явился в новом костюме, ухоженный, с элегантной тростью, будто и не было никакой комы и сердечного приступа. Что же помогло — тяга к работе, или же забота жены?
Годами Каталин следовала за супругом и ограждала от чрезмерного внимания прессы. На первых репетициях после выписки она постоянно протирала руки мужа антисептиком: врачи предупредили, что любая инфекция может пагубно сказаться на ослабленном организме драматурга. Возможно, жена сумела продлить жизнь Любимова еще на два года.
2 октября 2014-го режиссера вновь госпитализировали из-за проблем с сердцем. Состояние Юрия Петровича оценили как тяжелое. У Каталин было собственное мнение о причинах ухудшения самочувствия мужа. Накануне 97-го дня рождения Любимов ждал от «Таганки» подтверждения, что его кабинет и архив превратят в мемориальную зону, но ответа так и не получил. Это так расстроило драматурга, что ему стало плохо.
На этот раз постановщика не спасли ни старания врачей, ни забота жены. 5 октября он скончался. Но, как истинный драматург, напоследок Любимов «срежиссировал» даже собственные похороны: еще на праздновании 95-летия он составил завещание, по которому распорядился устроить прощание в театре имени Вахтангова, но воздержаться от пылких речей. Однако церемонию посетили тысячи людей — и коллеги, и простые поклонники, — чего Юрий Петрович наверняка не ожидал. Своим творчеством он вдохновлял окружающих, и те с печалью и гордостью пришли отдать дань памяти человеку, посвятившему жизнь искусству.
По материалам изданий «КП», «РИА Новости», «Известия».
Фото: Legion-Media, кадр из фильма «Цветные киноновеллы», кадр из фильма «Три встречи», кадр из фильма «Прощай, Америка!», кадр из фильма «Беспокойное хозяйство», кадр из фильма «Первые испытания»