Сегодня весь мир скорбит по Дмитрию Хворостовскому, одному из лучших оперных баритонов. На протяжении двух лет обаятельный певец боролся с тяжелой болезнью. Казалось, что еще немного, и он встанет на ноги, чтобы продолжить радовать зрителей своими выступлениями, но нет – болезнь оказалась сильнее. «СтарХит» вспоминает самые яркие высказывания Дмитрия об отношении к жизни, преемниках и искусстве.
Общеизвестный факт, что еще в детстве маленький Дима много пел, подавая близким большие надежды. Вот что он вспоминал о том периоде времени:
Отец всегда был для артиста выдающимся примером и поводом для гордости. Дмитрий рос погруженным в атмосферу искусства.
«В детстве в нашем доме всегда звучала классическая музыка. Мой отец был прекрасным пианистом, который очень любил Шопена, Рахманинова, Листа, Чайковского, и, сколько себя помню, всегда слышал, как он занимается на фортепиано. «Времена года», «Детские тетради», этюды Шопена – мне эти произведения были очень близки. Голос Собинова, Нежданова, Шаляпина – эти русские певцы были моими путеводными звездами. Впервые услышав голос Марии Каллас, я начал понимать итальянскую музыку, полюбил музыку Верди. Услышав голос Гектора Бассолини, я услышал идеал баритона, понял, что мне нужно делать. Голос Петра Герасимовича Лисициана я тоже всегда любил, преклоняюсь перед ним», – вспоминал артист.
Достигнув всех мыслимых вершин в оперном пении, Хворостовский взялся за развитие жанра кроссовера. Именно поэтому он с удовольствием принимал участия в разных проектах, объясняя это так:
Гордился он и совместным проектом с Игорем Крутым. В свое время публика восприняла его крайне неоднозначно.
«Да, меня многие ругали за проект «Дежавю», который мы несколько лет назад сделали с Игорем Крутым, – не скрывал Хворостовский. – Но я считаю, что Игорь превзошел сам себя, а я раскрылся иначе, потому что еще лет 10 назад даже помыслить себе такого не мог. 24 песни были написаны в разных жанрах, исполнены на разных языках – это очень сильный и мощный проект, которым я горжусь».
Жизнь звезды состояла из сплошных перелетов и концертов. Выступления баритона были расписаны на годы вперед.
«Меня часто спрашивают про любимые концертные залы… Всегда затрудняюсь ответить. Мне дорог Большой зал филармонии, где я выступал с маэстро Юрием Темиркановым, – говорил Хворостовский в интервью. – Также люблю зал Московской консерватории, в котором хорошо не только выступать, но и записываться! Еще я очень люблю лондонский Уигмор-холл, где я дебютировал в 1989 году. Мне нравится и «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Что касается оперных сцен, то очень люблю лондонский «Ковент-гарден», нью-йоркский «Метрополитен Опера», венскую Штаатсопер. Не очень нравятся парижские сцены – ни Театр Шатле, ни Опера Бастилия не доставляют мне радости. Одна слишком маленькая и сухая (Шатле), а «Бастилия» выглядит как сарай, как аэропорт».
Хворостовский искренне радовался тому, что оперные концерты начали проходить на стадионах и других открытых площадках. «В этом есть и моя небольшая заслуга. В Петербурге мне несколько раз довелось петь на Дворцовой площади, и она вся была заполнена людьми. Сколько туда приходят людей – 50 тысяч, 100, 150?» – радовался музыкант.
Артист всегда охотно помогал молодым музыкантам, но своего преемника так и не смог разглядеть в толпе.
Оперный певец искренне восхищался артистическим началом в своих коллегах. Говоря о коллегах, Дмитрий выделял несколько знаковых имен.
«В артисте должно быть сильное личностное начало – вспомните Марка Бернеса, которого нельзя назвать сильным вокалистом, но люди плакали. А какими личностями были Эдит Пиаф, Мария Каллас, а Федор Шаляпин, который был совершенно уникальным, неповторимым певцом, артистом, так как мог заставить людей словом, голосом, хрипом, даже когда он пел вполголоса – переживать вместе с ним», – говорил Хворостовский.
К своим заслугам баритон относился очень скромно.
«К сожалению, я не могу похвастаться хорошей памятью. Все дело в том, что все мои мысли впереди, в будущем… И немножко в настоящем. Я действительно, не очень хорошо помню то, что сделал, потому что постоянно думаю о будущем», – делился с журналистами артист.
Вокруг Хворостовского всегда были люди, а он предпочитал тихий семейный отдых в кругу близких друзей.
«Свои дни рождения я встречаю абсолютно спокойно – чаще всего на работе. После спектакля приезжают мои друзья, моя семья, жена Флоранс Хворостовская (в 2003 году у пары родился сын Максим, в 2007-м – дочь Нина.), мы сидим, разговариваем, обсуждаем события, которые происходят в мире. Помню, когда я только-только перевалил рубеж в 50 лет, то ощутил какой-то шок от этой цифры, мол, это мне уже столько лет? Но постепенно вернулся в обычное состояние, поняв, что никакого кризиса нет, и в пятьдесят лет жить и петь тоже можно», – говорил он.
Философские мысли Дмитрия Хворостовского:
«Я точно знаю, что любые поколения людей всегда будут восхищаться классической музыкой. Но не любой и не в любом исполнении. Должны быть, прежде всего, яркие артисты, чья сила искусства, сила переживаний, передачи эмоций, плюс к тому наше пение – не могут не убеждать, не восхищаться».
«Главное – не мельчать. Должно быть высокое вокальное мастерство, но ты должен владеть своим телом, уметь перевоплощаться, быть прекрасным актером. Должен быть спортсменом, акробатом, кем угодно. Но при этом петь в тех традициях, на которых зиждется оперное искусство».