«Коридор бессмертия» — лента о малоизвестной странице ленинградской блокады — железнодорожной магистрали, связавшей осажденный город с Большой землей. Магистраль была построена под огнем противника всего за 17 дней и действовала вплоть до окончательного снятия блокады в январе 1944 года. По ней в город поступило 75% всех грузов, остальное дала ладожская «дорога жизни».
Этой железнодорожной ветки не было на картах СССР. Ее запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку, о ее работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Мало кто знает о ней и сейчас…
Официально магистраль называлась «Дорога Победы». Сами железнодорожники из-за большого количества жертв называли этот путь «Коридором смерти».
Съемки начались в декабре 2015 года и завершились в июле 2017 года. Они проходили в Санкт-Петербурге, на озере Ильмень в Новгородской области, на военном полигоне в Луге, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
«Самые масштабные проходили под Лугой. Съемки преимущественно ночные: именно ночью в осажденный Ленинград доставляли грузы по магистрали, — говорит режиссер Федор Попов. — Работа начиналась еще в 5 часов вечера, а заканчивалась в 8 утра. Ночь была длинная, и мы ее использовали с большими переработками — смены длились более 12 часов. Зима. Снег. Грязь. Взрывы. Масштаб был внушительный. Был освещен километр ночного пути: 3 скай-лифта, 4 гелиевых шара по всей длине, 15 дополнительных осветителей, учитывая, что есть еще основные. Техника: паровоз, вагоны; декорации станций; сцены с большим количеством участников массовых сцен».
По сюжету фильма, железнодорожников для работы на секретной ветке искали по всему фронту и отправляли спецрейсами в блокадный город самолетами. Главные герои фильма — машинисты Федоров (актер Артем Алексеев), Иванов-Стальной (Анатолий Горячев) и Собакин (Александр Обласов) встречаются в одном из таких самолетов перед отправкой в Ленинград.
У обоих главных героев фильма есть реальные прототипы. Это машинист, политрук Георгий Иосифович Федоров (создатели фильма изменили отчество персонажа – прим. ред.) и кондуктор Мария Ивановна Яблонцева. «Во время работы над картиной я общался с сыном и внуком Георгия Федорова, а правнучка легендарного машиниста даже снялась в нашей картине в роли девочки, которую эвакуировали из блокадного Ленинграда на Большую землю, — рассказывает режиссер. — У Марии Ивановны Яблонцевой мы тоже брали интервью, ее рассказ о строительстве железной дороги вошел в документальный фильм «Колоннисты». К большому сожалению, она не дожила до премьеры фильма».
Актерам пришлось буквально испытать на себе те нечеловеческие условия, в которых строился и эксплуатировался «коридор бессмертия». Молодым актрисам, как и их сверстницам в кровавом 43-ем, пришлось столкнуться с далеко не женскими профессиями, превратившись из вчерашних школьниц в сцепщиков вагонов, кочегаров и машинистов.
Примечательно, что на роли режиссер специально выбирал не известных, а молодых актеров.
«Если брать известного актера, значит, он должен сыграть что-то для себя новое, чтобы и ему, и мне, и зрителям было интересно. Когда актер повторяет то, что он играл уже много раз, это скучно. Все вторичное — не интересно. Это раз, — считает Попов. — И два — в фильме речь идет о девчонках. И актеры, соответственно, должны быть такими же юными. Невозможно в 20 лет быть известным, если это не какая-нибудь телезвезда или как любят говорить «звезда сериала».
Одной из самых сложных задач было строительство масштабной натурной декорации — железнодорожного моста в Шимском районе Новгородской области неподалеку от озера Ильмень. Большой съемочный блок проходил в Санкт-Петербурге, в частности на мосту Александра Невского, который приходилось перекрывать. Федор Попов отметил, что для воссоздания атмосферы блокадного Ленинграда потребовалась компьютерная графика.
Но самые большие испытания для команды фильма пришли с неожиданной стороны. За три месяца до начала съемочного периода у банка, где студия хранила средства, Центральный банк отозвал лицензию. Все оставшиеся средства из выделенных Министерством культуры РФ для производства картины, были заморожены.
«Но, мы не могли и не имели права остановить запущенный процесс, — признается режиссер. — Нам пришлось собирать средства для продолжения работы. Влезли в долги, привлекли личные средства, объявили сбор в социальных сетях. И многие люди откликнулись. Тема фильма очень многих не оставила равнодушными. На то, что собрали всем миром, была построена декорация железнодорожного моста на берегу Ладожского озера. Люди были не просто сопричастны, они жили этой темой. Нас это очень воодушевило. Мы успокаивали и вдохновляли сами себя тем, что реальным участникам тех событий было намного труднее».
Фото: пресс-служба