Классик советского кино и мастер масштабных полотен начинал свою режиссерскую карьеру в конце 50-х годов. В 1959-м Сергей Федорович загорелся идеей экранизировать повесть Михаила Шолохова и воодушевленно начал работать над материалом.
Самым сложным оказалось найти артистов на главные роли. Сначала Бондарчук пригласил на съемки Зинаиду Кириенко, которая перевоплотилась в его жену. А вот с мальчиком, которому предстояло сыграть сироту Ванюшку, дело обстояло куда труднее. «Мои родители знали Бондарчука и предложили попробовать меня на эту роль. Так на пробах я оказался сто первым. Потом мою кандидатуру одобрил и Шолохов», — признался актер Павел Полунин.
По сюжету главный герой теряет во время войны всю семью. Возвращаясь с фронта домой, он встречает мальчика-сироту Ванечку. В финальной пронзительной сцене персонаж Бондарчука говорит ребенку, что является его отцом.
А вот Зинаиде Кириенко на съемках помог личный опыт. Будучи ребенком войны, она хорошо помнила, как женщины страдали, провожая мужей и сыновей на фронт. Именно поэтому артистке удалось так точно передать эмоции в драматических сценах.
Картину ждал огромный успех, она получила награды на крупнейших кинофестивалях мира. Для Бондарчука «Судьба человека» стала пропуском в мир больших режиссерских проектов. Позднее он снимет «Войну и мир», «Они сражались за Родину», «Ватерлоо».
Режиссер всегда очень критично относился к своим творениям, добиваясь полного реализма и совершенства каждого кадра. Такой перфекционизм стоил Бондарчуку здоровья: еще на съемках эпопеи «Война и мир» у него начались проблемы с сердцем.
В 1992 году постановщик начал работать над экранизацией романа «Тихий Дон», но закончить картину не успел: в 1994-м у него случился сердечный приступ. Монтажом ленты занимался его сын Федор, который неоднократно признавался, что именно гений отца вдохновил его на выбор профессии.
Фото: Legion-Media, кадр из фильма «Судьба человека», кадр из программы «Судьба человека» канала «Россия 1»