Уже на этой неделе у близких, друзей и коллег Людмилы Гурченко появится повод вновь вспомнить и рассказать друг другу о том, какой она была и какую роль сыграла в жизни каждого, с кем ее сводила судьба. 12 ноября Людмиле Марковне могло бы исполниться 80 лет. К юбилею поистине непревзойденной артистки телеканал «Россия – 1» приготовил масштабный проект, о котором ходили разговоры и пересуды еще задолго до премьеры. Уже сегодня почитатели таланта Людмилы Гурченко смогут на время окунуться в атмосферу, которую создатели телесериала попытались воссоздать, руководствуясь собственными воспоминаниями об артистке и многочисленными рассказами друзей Гурченко о ней самой. Примечательно, что каждый, кто так или иначе взаимодействовал со звездой российского кинематографа, отмечал, что она умела создать вокруг себя совершенно особое пространство, в котором каждый ощущал себя частью чего-то масштабного и великого.
Для близких людей Людмилы Марковны, равно как и для коллег, ее уход стал своего рода окончанием целой эпохи, которая так любима нашими соотечественниками. Артистки не стало в марте 2011 года. Те, кто поддерживал отношения со звездой в последние несколько месяцев ее жизни, отмечали, что она смело смотрела в будущее, строила большие планы относительного нового кино и лишь вскользь упоминала о проблемах со здоровьем. Как никто другой об истиных чувствах и переживаниях Людмилы Марковны знал ее супруг Сергей Сенин. Именно он, по мнению ближайшего окружения актрисы, уговаривал ее жить.
В канун 80-летия великой артистки «СтарХит» решил вспомнить, как о Людмиле Гурченко отзывались те, кому была не безразлична ее судьба. Те немногие, кому доверяла знаменитость, весьма осторожно делились своими воспоминаниями о ней, которые они бережно хранят в памяти вот уже несколько лет.
Вдовец Людмилы Гурченко, Сергей Сенин, никогда не спешил делиться с посторонними подробностями совместной жизни с ней. Неизменно мужчина отмечал лишь одно: он невероятно любил Людмилу Марковну и восхищался ею до последнего дня. Сейчас, по прошествии четырех с половиной лет после ухода актрисы Сергей делает все возможное, чтобы все, к чему она прикасалась и любила, продолжало жить. Так, например, квартиру актрисы в центре Москвы, из-за которой в свое время у Сенина были разногласия с единственной дочерью Гурченко Марией, мужчина превращает в музей ее памяти. Правда, как отмечает он сам, понятие «музей» чрезмерно застывшее для такого рода проекта. Сергей предпочитает называть квартиру всенародной любимицы музеем-мастерской, где каждая уникальная вещь все еще помнит ее прикосновения. Все это супруг Людмилы Марковны хранит с особым трепетом и надеется, что в будущем у новых поколений будет возможность становиться частью великой истории, связанной с именем Гурченко.
Вспоминая совместную жизнь с актрисой, Сергей Сенин отмечает, что это были счастливые 20 лет, которые никогда не выпадут и не сотрутся из его жизни. Говоря о последних годах жизни Гурченко, мужчина отмечает, что есть вещи, которые он хотел бы исправить. «Вообще, конечно, я о многом жалею... Неправильно себя вел, заставлял нервничать, страдать, был грубым, - заявлял Сергей. -Когда живешь и работаешь вместе, многих вещей не замечаешь. Если бы вернуть то время, я был бы более внимательным, запрещал бы ей делать какую-то работу, чтобы экономить силы и здоровье, но это все в прошлом».
Близкий друг Людмилы Марковны, стилист Аслан Ахмадов, с которым ее связывали теплые и доверительные отношения, сыграл в ее жизни важную роль. Те, кто становился свидетелем общения артистки с молодым мужчиной, отмечали, что он вдохновлял ее, придавал сил и ощущение вечной молодости. Людмила Марковна, равно как и сам Ахмадов, невероятно ценила мгновения, проведенные рядом с ним и безоговорочно ему доверяла. Настоящим шоком для общественности стал в свое время тот факт, что Гурченко желала, чтобы последний грим, который был бы ей нанесен, был сделан именно руками ее близкого друга. К слову, именно так и произошло. Перед похоронами ответственность за внешний вид артистки лежала на Аслане, который создал ей последний в ее жизни образ, позволивший ей уйти красиво.
В последние годы жизни звезда проводила в компании Аслана Ахмадова. Мужчина фотографировал Людмилу Марковну, давал ей возможность экспериментировать с образами и дарил уверенность в своих силах.
«Новинки технического прогресса, почти всегда оставляли Люсю равнодушной или делала вид, что это так. Компьютер она называла «Дупло». Когда я ее спросил, почему «Дупло», она мне ответила - Папа, так она называла Сергея Сенина, мужа, сидит уставившись в него как дятел в дупло, но потом, однажды все же попросила Сережу, научить ее, пользоваться компьютером, - поделился своими воспоминаниями о Гурченко Аслан. - Новым айфоном последней модификации, подаренным Филиппом Киркоровым, она научилась пользоваться с трудом, никак не получалось приноровиться к сенсорной клавиатуре. Тренируясь печатать, она присылала мне СМС с афоризмами Михаила Жванецкого с опечатками, так как попасть на нужные буквы ей все время не удавалось. Вслед за афоризмами шли СМС, с нецензурными выражениями, от отчаяния, что не может справиться с техникой. Меня это очень умиляло. Мат из ее уст, всегда звучал как поэзия. Как-то однажды я показал ей несколько моих роликов, снятых новой фотокамерой. Новость, что на современный фотоаппарат можно снимать кино, привела ее в неописуемый восторг. «Мы должны непременно что то снять!» - сказала она. Мы сняли несколько проб, для будущего короткометражного фильма, который, к сожалению, так закончить и не удалось. Некоторые из этих кадров, вошли в этот клип, ставший, как это не печально, последней кинематографической работой Люси».
Советская телеведущая Кира Прошутинская, вспоминая о минутах, проведенных в компании великой актрисы, отмечает, что ей посчастливилось видеть Людмилу Гурченко в домашней обстановке, которая придавала ее облику особую трогательность. «В их квартире я была всего однажды. Мы смотрели только что сделанный Гурченко и Сениным фильм «Пестрые сумерки». Народу на этом «закрытом показе» было немного, человек пять-шесть. И мне было приятно, что я попала в такую замечательную компанию, - признавалась Прошутинская. - Тогда меня удивила Людмила Марковна — никогда не предполагала, что может она быть такой тихо-домашней, такой нежно-радушной, с гордостью показывающей свой любимый дом-мир».
И действительно, Людмила Гурченко хранила и тщательно оберегала свое пространство. Актриса бережно относилась к вещам, которые так или иначе попадали в ее жилье. Особой страстью звезды, без сомнения, были предметы, относящиеся к разряду антиквариата. Друзья и знакомые Гурченко отмечали, что она могла часами бродить по антикварным лавкам, выбирая себе особенную вещь. Кстати, многие также отмечали, что у Гурченко было чутье на ценное, совершенно неповторимое, уникальность которого порой она не могла объяснить сама, но хорошо понимала и чувствовала, что владелицей именно той или иной вещи она должна стать.
Особому отношению к происходящему Людмила Гурченко невольно научила тех, кто ее окружал. Артистка стремилась помочь, подсказать, как следует себя вести, реагировать и моментам, которые создают основное впечатление о человеке.
«Учила меня жить. И это абсолютно не раздражало! – вспоминала Екатерина Рождественская. - Все, даже самые едкие замечания я воспринимала с каким-то щенячьим восторгом! «Зачем ты обнародовала свой возраст? Какого хрена? Ты что, не женщина? Женщина должна быть загадкой! А какая в тебе загадка? Ты вывалила все сразу — и что? Один и тот же муж, трое детей и непридуманный год рождения — и что в тебе осталось интересного? Не говори никогда всей правды, оставляй хоть чуть-чуть при себе и оберегай это оставшееся, — учила она меня женским хитростям. — А то ничего за кадром! Слишком просто! Публичный человек живет двумя жизнями! Обязательно! То, что напоказ, и то, что за кадром». Она так и говорила — «за кадром». За кадром у нее было много всего. За кадр она никого не допускала. Видимо, все эти воспоминания не давали ей покоя, мучили».
Пожалуй, заглянуть внутрь Гурченко позволяла посторонним лишь посредством ее работ. Актриса весьма серьезно относилась к каждой роли, каждому появлению в кадре, к любой фотосессии, настраиваться на которую ей приходилось в одиночестве. Коллеги звезды и режиссеры, с которыми она работала, отмечали, что их не покидало чувство, что с ее появлением вокруг все преображается и становится каким-то особенным.
«Я постоянно к ней придирался, мне не нравились ее штучки-дрючки, - говорил Эльдар Рязанов. - Но уже тогда я понимал, что с точки зрения музыкальности мне достался настоящий бриллиант. Люсе повезло - в конце жизни она была окружена заботой и вниманием, рядом с ней всегда был верный друг, муж и продюсер Сергей Сенин. Она прожила яркую жизнь и ушла скоропостижно. Она никогда не знала старости. Люся, спасибо тебе за все».
Пожалуй, главной болью артистки на протяжении многих лет был тот факт, что ей не удалось стать близким человеком для дочери. В прессе время от времени появлялись все новые подробности непростых взаимоотношений Людмилы Гурченко и Марии Королевой, правда, впоследствии сама наследница звезды рассказала, что происходило между ними на самом деле. По словам женщины, у нее действительно были непростые взаимоотношения с мамой, но говорить о своих чувствах и чувствах матери посторонним она не намерена.
«Когда я сейчас смотрю по телевизору фильм «Карнавальная ночь» и вижу мою юную маму, невольно думаю: ведь она на экране моложе моей дочери! Я вижу, как моя Ленка похожа на нее: те же глаза, тот же милый овал лица, та же улыбка... Удивительное совпадение, но и мамину героиню зовут тоже Лена! – заявляла Мария Королева. - Каждый раз замечаю, как на экране светится от счастья мамино лицо, когда ей аплодирует публика. И невольно вспоминаю ее слова: «Когда я слышу аплодисменты — это для меня как взлет в небо, как взмах крыльев, как наркотик, как водка, как адреналин».
В данной статье использовались материалы изданий: «7 Дней», «Бульвар Гордона», Mediaport.ua и ТАСС.