В сознании простых людей она была и остается народной артисткой. Да, ее не жаловала богема, ссылаясь на тяжелый характер великой примы, неуживчивость и прямоту суждений. Людмила Гурченко отвечала тем же: она не умела жить посередине и ее лишенные всякой дипломатии выпады отличались жесткостью, способностью ранить оппонента в самое уязвимое место. Порой казалось, что ее знаменитые «пять минут» будут продолжаться вечно: звезда советского и российского кино всегда была в прекрасной форме.
Конечно, это обстоятельство сильно влияло на мужчин, которые попадали в орбиту ее обаяния. Умная, обольстительная звездная женщина любила без остатка, чего иногда нельзя было сказать о тех, кого она выбирала сердцем. Сегодня мы расскажем о мужчинах, которые сыграли в ее судьбе разные роли и определили в какой-то степени ход жизни блистательной актрисы.
Отношения с Василием Ордынским, можно сказать, первым неофициальным мужем Людмилы Гурченко до сих пор покрыты завесой тайны. Впервые он увидел ее на курсе ВГИКа. И «чумовая» девчонка из Харькова так запала ему в сердце, что уже известный режиссер без ума влюбился в юную студентку. Разница в возрасте нисколько не смущала Василия Ордынского, он словно переживал вторую молодость. Близкие отношения с Люсей Гурченко стали известны его окружению. И когда Ордынский предложил ее на главную роль в своем фильме «Человек родился», худсовет «встал насмерть» на защиту советской морали и едва ли не единогласно отверг кандидатуру Гурченко.
Они были вместе чуть больше года. И кто из них первым решил расстаться, так и не выяснено. По слухам, которые в избытке бродили за кулисами артистического мира, это сделал, скрепя сердце и страдая, - Василий Ордынский. Возможно, он втайне продолжал любить Людмилу Гурченко и негласно помогать ей в карьере.
Едва улеглись волнения и страсти вокруг юной артистки и о ее романе с Ордынским стали порядком забывать, как Людмила Гурченко преподносит добропорядочной публике новый сюрприз. Она неожиданно выходит замуж за студента сценарного факультета Бориса Андроникашвили, с которым познакомилась на курсе и закрутила бурный роман. Ее подруги по учебе завистливо кусали себе локотки и не переставали удивляться: чем же такая замухрышка из Харькова взяла писаного красавца? А эту «замухрышку» заприметил сам Эльдар Рязанов и пригласил ее на роль Леночки Крыловой в знаменитом фильме «Карнавальная ночь».
Брак с Андроникашвили не принес Людмиле ожидаемого семейного счастья. Даже родившаяся дочь Мария не скрепила его, он рушился буквально на глазах Гурченко. Борис часто пропадал из дома, о его изменах доносили «лучшие подруги» Людмилы. Образно говоря, в космосе ее чувств он стал инородным телом: прекрасным – и чужим. Впрочем, так оно и было. Уподобившись Нарциссу, Борис упивался своей внешностью и любовными успехами, пока вдруг не обнаружил, что нежданная всенародная слава супруги – экранной Леночки Крыловой сильно ранит его мужское самолюбие. И поэтому он старался мелкими придирками, чуть ли оскорблениями отыграться за свои упущенные шансы в карьере. Развод был тяжелым и дался Людмиле Гурченко нелегко. Впервые она в жизни поняла, что жертвенная любовь в большинстве случаев приносит одни несчастья и страдания.
«…Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своем берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоем в одиночестве…», - вспоминала позже в своей книге «Люся, стоп!» Людмила Гурченко.
О втором официальном муже – Александре Фадееве-младшем можно было сказать лишь одно: в качестве супруга он случайно «застрял» на жизненном пути Людмилы Гурченко. Да и встретились они довольно странно: в ресторане ВТО – излюбленном месте московской богемы. Короткого знакомства хватило, чтобы вскоре Людмила Гурченко вышла за него замуж. Новый избранник актрисы (тоже актер) с неба звезд не хватал, ему было достаточно лавров отцовской славы, чтобы существовать на этом свете вольно и безбедно. И приемный сын известного советского писателя неплохо пользовался этим. Он был завсегдатаем ресторанов, за щедрые чаевые его обожали молоденькие официантки. Праздник жизни для Александра продолжался с утра до ночи. И поэтому возникал вопрос: разве мог такой «занятой» человек стать опорой в семье, подставить крепкое мужское плечо в случае беды. Гурченко вскоре осознала свою ошибку – и развелась. Два года совместной жизни можно было считать досадным прочерком в своей судьбе…
Брак между Иосифом Кобзоном и Людмилой Гурченко по существующим советским меркам можно было считать идеальным. Две звезды, находящиеся на пике популярности, вполне были способны создать образцовую семью с высокими культурными запросами. Да и начиналось у них все романтично: мимолетная встреча в коридоре Всесоюзного театрального общества предопределила будущие отношения. Иосиф умел ухаживать за женщинами, и он нашел «ключик» к сердцу звездной женщины. И многим поклонникам таланта Кобзона и Гурченко казалось, что этот семейный брак будет долгим и счастливым. Правда, они не подозревали о том, что порой жизнь под одной крышей двух недюжинных людей, выливается в войну характеров. Так случилось и на сей раз. Три неполных года совместного брака прошли в мучительной и постоянной борьбе быть победителем. В итоге Людмила Гурченко проявила удивительную для женщины принципиальность и первой подала на развод. Видимо, она не нашла в Иосифе Кобзоне черты характера мужчины, которые вписывались бы в рамки ее запросов. И две звезды расстались, чтобы в будущем никогда не иметь близких отношений. Об этом браке Людмила Гурченко в книге «Люся, стоп!» написала следующие строки:
«Ему так нужен был рядом режиссер его внешности, репертуара. Большие возможности не заменят вкуса, стиля. Те считанные дни за неполных три года принесли такую головоломку».
Однажды в интервью «Российской газете» Людмила Гурченко с грустью признается: «Я как-то не очень много видела талантливых, «штучных» людей, которые были бы в полном порядке. Что такое счастье в бытовом понимании? Утром ты идешь на любимую работу, а вечером возвращаешься к любимой семье, где тебя ждут. Но я такого почти не встречала».
Четвертым официальным мужем Людмилы Гурченко был Константин Купервейс - талантливый молодой пианист. Они познакомились на концерте во время Московского кинофестиваля. И как-то так получилось, что они сошлись довольно быстро, несмотря на разность характеров и на разницу в возрасте (Константин был моложе Гурченко на 14 лет). Прогулки при луне по ночной Москве, незабываемый медовый месяц в Севастополе – Людмила начинала свою жизнь как бы заново, но с прежней романтической уверенностью, что наконец-таки встретила свою судьбу. Семейный брак длился около девятнадцати лет. Кто-то говорил, что он был едва ли не рабом ее привычек, чуть ли не прислугой в семейном доме. Однако никто не мог отрицать того факта, что он находился под обаянием этой женщины, во власти ее неукротимой воли. Везде и всюду Людмила Марковна ощущала на себе его нежную заботу. Она могла положиться на мужа в любом деле, потому что была полностью уверена в его любви и привязанности. И для нее словно громом среди ясного неба было признание Константина, что у него есть другая женщина, к которой он хочет уйти. Для признанной звезды этот развод был тяжелым ударом. Она с горечью написала в книге «Люся, стоп!»: «Я уходила из браков. Потому особенно снимаю шляпу перед Костей. Вот это артист. Артист-тонкач. Так великолепно играть!»
Сергей Сенин – последний, пятый муж Людмилы Марковны, с которым она познакомилась на съемках фильма «Секссказка», был чем-то похож на ее отца.
В интервью журналу «Караван историй» он признался, что, несмотря на разницу в возрасте в 25 лет, он всегда называл Людмилу Марковну «дочкой». Сергей Сенин отметил в этой удивительной женщине то, что она никогда не занималась поиском мужчин – она всю жизнь искала только отца. И последние годы она постоянно вспоминала о нем. Отец был для Людмилы Марковны единственным любимым человеком, на которого она всегда могла опереться в трудную минуту, излить больную душу. Поэтому она, наверное, так и потянулась сердцем к Сергею Сенину, угадав в нем знакомые черты. Он будет с Людмилой Гурченко до последнего вздоха, и она умрет у него буквально на руках.
С уходом из жизни великой актрисы мы потеряли символ эпохи, звезду, блиставшую невероятным талантом. И без ее искрометного образа, без знаменитых «пять минут» многие больше не видят мир искусства.