Кумир поколения, величайший артист своего времени, мэтр эстрады — какими только громкими титулами не награждали Иосифа Кобзона за годы его работы на сцене. Сам певец старался не комментировать свой вклад в развитие мировой музыкальной индустрии. Он будто стеснялся признавать, что является легендой, недосягаемым идеалом для многих поклонников.
Однако были времена, когда фамилию Кобзон еще никто не знал. Тогда будущий народный артист только начинал свой творческий путь, выступая на сцене перед первыми зрителями. 11 сентября великому певцу исполнился бы 81 год, и поэтому самое время вспомнить, как когда-то он делал первые шаги по направлению к успеху.
АРМЕЙСКИЙ ЗАВОДИЛА
Первые выступления Кобзона перед зрителями состоялись в середине 50-х, когда будущий народный артист учился Днепропетровском горном техникуме. Уже тогда о его сильном голосе слагали легенды, но сам Иосиф Давыдович о том, чтобы посвятить жизнь сцене не помышлял.
Гораздо больше его увлекал спорт. В то время Иосиф Давыдович увлекся боксом, и даже достиг немалых успехов на это поприще. Однако после нокаута он твердо решил, что не хочет рисковать здоровьем ради медалей и наград.
Ну, а дальше была служба в армии. С 1956 года он входил в состав ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа. Отдав воинский долг Родине, Кобзон продолжил заниматься музыкой, и в этот период его наставником стал легендарный руководитель хора Днепропетровского дворца студентов Леонид Осипович Терещенко.
Талант Кобзона наставник разглядел практически сразу, поэтому взялся за его подготовку к поступлению в Одесскую консерваторию.
Именно Леонид Осипович помог начинающему певцу устроиться на первую серьезную работу. Тогда Кобзон трудился в бомбоубежище Днепропетровского химико-технологического института, где протирал противогазы за оклад в 50 рублей. Долго задерживаться в провинции Иосиф Давыдович не мог, ведь его ждала сцена, долгожданные овации сотен и тысяч зрителей. Впереди была Москва...
ВЕЛИКАЯ ПЕСНЯ И ПРОТЕКЦИЯ ЗНАМЕНИТОГО РЕЖИССЕРА
Уже в 1958 году Кобзон начал работать в цирке на Цветном бульваре. Совсем юному артисту выпала честь выступать под началом Марка Соломоновича Местечкина. Прославленный режиссер невероятно ценил молодого дебютанта, поэтому доверил ему исполнять песню «Куба — любовь моя» из одноименной программы.
Композитором всесоюзного хита стала Александра Пахмутова, которая не раз признавалась, что была в восторге от интерпретации Кобзона, полностью передавшего настроение песни.
Несмотря на действительно большой успех, Иосифу Давыдовичу было сложно совмещать карьеру и учебу. Тогда он был студентом Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, и часто вынужден был пропускать занятия ради очередных репетиций и концертов.
В 1959 году Кобзон решился на эксперимент и начал выступать вместе с однокурсником Виктором Кохно. Баритон и тенор прекрасно смотрелись вместе на сцене, а их голоса идеально сочетались. Вот только взгляды на жизнь и карьеру у артистов различались кардинально. И если Иосиф Давыдович мечтал работать на эстраде, то Кохно куда больше привлекала камерная музыка.
На фоне этого конфликта интересов дуэт в итоге перестал существовать. Артисты пошли разными дорогами, но продолжали общаться.
Вместе с Виктором Кохно Иосиф Давыдович исполнил более десяти песен. Именно в этот период началось тесное сотрудничество Кобзона с композитором Аркадием Островским, которое в итоге обернулось для будущего народного артиста тем самым фурором, о котором он так долго мечтал.
ДОЛГОЖДАННЫЙ УСПЕХ
Многим звездам бывает трудно вспомнить, когда в их жизнь ворвался успех. Однако в случае с Иосифом Давыдовичем, все предельно понятно: композиция «У нас во дворе» стала настоящим гимном начала 60-х годов.
Что самое интересное, будущий хит родился совершенно случайно.
Как вспоминали позже создатели, песня стала настолько популярной, что со всего Советского Союза в редакции крупных радиостанций стали слетаться письма. Молодые люди умоляли написать продолжение баллады, чтобы узнать, чем же закончилась история. В итоге, уже через семь месяцев свет увидела композиция «И опять во дворе».
Кобзона снова ждал оглушительный успех, но авторы хита Аркадий Островский и Лев Ошанин столкнулись с неожиданной критикой. «Почему поют только про парней, а о девчонках ни слова?» — вопрошали советские дамы. В связи с этим композитор и поэт сочинили трогательную песню «Я тебя подожду», исполнение которой доверили Майе Кристалинской. Эта баллада также получила всенародную любовь, а первый песенный цикл в истории страны продолжил свое существование.
По трагическому стечению обстоятельств, спустя всего несколько месяцев после выхода последней песни цикла из жизни ушел композитор Аркадий Островский. Ему было всего 53 года, но баллады «А у нас во двре» и «Я тебя подожду» до сих пор знают слушатели самых разных возрастов.
Самого же Иосифа Давыдовича ждал новый виток популярности. Еще в 1965 году певец принял участие в международном конкурсе «Дружба», который проходил в шести социалистических странах. Тогда он завоевал первые места во время концертов в Варшаве, Берлине и Будапеште. Зрители восхищались манерой исполнения Кобзона, а критики не уставали отмечать великолепное звучание его лирико-драматического баритона.
О достоинствах артиста и его вкладе в международное развитие музыки можно говорить бесконечно. В далеких 60-х Кобзон вряд ли мог предположить, что для коллег и фанатов он станет недостижимым идеалом, неоспоримым авторитетом, заняв важное место в истории отечественной культуры.
Составлено по материалам Pravda.ru, ТАСС, «Радио Дача», 2х2.su.