Коко Шанель, Эдит Пиаф, Жаклин Кеннеди, Фрида Кало — разные женщины, разные эпохи, но их связывало одно: они сделали себя сами и стали настоящими легендами. Эти имена будут помнить еще долго во многом благодаря фильмам, снятым по сюжету их непростых судеб.
Коко до Шанель (Анн Фонтен, 2009 год)
Говорю: «французский фильм» слышу «Одри Тоту» и наоборот. Одри Тоту — настоящий бриллиант французского кино, самые известные картины из страны лягушачьих ножек отмечены ее участием. Это — один из самых красивых и изысканных фильмов про платьишки. В нем рассказывается о судьбе Габриэль Шанель, но не тогда, когда она уже поджигала зады ненавистников равноправия и одевала женщин в брюки, а тогда, когда она еще пела песенки в маленьком кафе, на полставки работая швеей. В этом кафе она и получает прозвище Коко, а затем встречает и кошелек на ножках, благодаря которому попадает в мир моды и навсегда меняет его.
Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту (Нора Эфрон, 2009 г.)
Настолько женский фильм, что смотреть его с мужчиной — преступление. В нем раскрываются сразу две женские судьбы, которые никак не должны бы переплестись, слишком это невероятно, но эта негодяйка жизнь снова смогла. Первая женщина из сюжета — легендарная Джулия Чайлд. Легендарная для американцев в первую очередь, но и у нас её теперь тоже знают. Джулия была автором книги рецептов «Осваивая рецепты французской кухни», а затем ведущей телепередачи «Французский шеф-повар» (что наш «Смак», только без унылых гостей и Вани Урганта, а с настоящим поваром). Фильм рассказывает о ее судьбе, которая кидает ее по разным странам и периодически попинывает. Действие происходит примерно в 1950-х годах.
Параллельно с этой линией развивается история молодой американки Джули Пауэлл, офисного планктона, которая умеет только работать в колл-центре и готовить еду. Однажды она бросает вызов самой себе, решив приготовить 549 рецептов из книги Джулии Чайлд за 365 дней. Фильм снят по биографической книге самой Джули Пауэлл. Нора Эфрон однажды увидела творение блогерши и решила его экранизировать. И очень хорошо, что она это сделала. Фильм вышел совершенно прекрасный и очень облагородил главную героиню, которая в книге — неуравновешенная, неадекватная женщина.
Главную героиню — тезку автора — сыграла Эми Адамс, знаменитую Джулию Чайлд — Мэрил Стрип. Стрип там абсолютно прекрасна и очень выделяется на фоне всех, хотя у нее там на подхвате и Стэнли Туччи, и Джейн Линч. Фильм очень яркий, очень добрый и там много еды. Вкусной, красиво снятой еды. На голодный желудок смотреть нельзя категорически. Книга такого теплого послевкусия не оставляет.
Фрида (Джули Тэймор, 2002 г.)
История художницы Фриды Кало — это история о том, как не сломаться, когда на тебя давит даже воздух вокруг. Фильм основан на книге Хейден Эрреры «Фрида: Биография Фриды Кало». В 18 лет Фрида попала в тяжелую аварию: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Травма, которую она получила, мучила ее до конца жизни, но именно эта авария подарила человечеству гениальную художницу. Начальный этап её лечения в больнице показан в виде кошмарной покадровой анимации, созданной братьями Кай.
Отец принес Фриде холст, на котором она рисовала, лежа на больничной койке и не имея возможности двигаться. Несколько раз в фильме сцена показывается в виде написанного полотна, а затем медленно превращается в реальную сцену с актерами. Разумеется, показаны и взаимоотношения Фриды с мужем — художником Диего Риверой, который всегда раздражал ее своими изменами, но она продолжала его любить. Отдельная история — музыка Эллиота Голденталя к фильму. Абсолютно потрясающая.
Жизнь в розовом цвете (Оливье Даан, 2007 г.)
Эта картина основана на фактах биографии великой французской певицы Эдит Пиаф. И это классический пример божественного биографического фильма. И это как раз тот случай, когда сценарий жизнь писала не отлынивая, прилежно, выдумывая новые и новые драмы. В жизни Пиаф было все — нищета, детство в публичном доме, невиданный успех, внезапные смерти друзей и любимых, болезнь — все это соткалось в один образ, образ великой певицы Эдит Пиаф.
Создатели очень аккуратно обращались с фактами и просто восхитительно подобрали актрису для главной роли. Как это не удивительно, но это не Одри Тоту. Марион Котийяр, в этом фильме, возможно сыграла лучшую роль своей жизни. Собственно, она за нее получила «Оскар».
Джеки (Пабло Ларраин, 2016 г.)
Кинобиография этой удивительной женщины вышла всего два года назад, и это, пожалуй, один из двух фильмов, в которых меня не раздражает Натали Портман. Меня всегда поражала стойкость Жаклин Кеннеди. Как можно было пережить убийство мужа и не сойти с ума, я не знаю. Как раз о том периоде (несколько дней после убийства Кеннеди в Далласе) и рассказывает этот фильм.
Поводом к началу повествования становится интервью, которое вскоре после трагических событий берет один журналист у бывшей первой леди. Хаотичность беседы определяет отсутствие линейного развития сюжета: перед нами проходят сцены убийства президента, подготовки к похоронам и прощания с покойным, в течение которых героиня пытается понять то, что с ней произошло. Потрясающая картина.
Джиа (Майкл Кристофер, 1998 г.)
Жила-была когда-то очень красивая женщина, ставшая, в один прекрасный миг супермоделью, а в другой прекрасный миг все на свете потерявшая. Звали ее Джиа Мари Каранджи. История Джии проста и пронзительна. Была красивой, попала в модели, стала невозможно успешной, попробовала наркотики, умерла в 26 лет.
Фильм не оправдывает ее пороки, скорее пытается раскрыть причины ее падения. Показывает это ярко, откровенно и с тем же бережным отношением к фактам. Анджелина Джоли, в роли Джии, являет миру свой неординарный талант. Все-таки, если она не закапывается в копролиты навроде «Особо опасен», в леопардовых сапогах, она невозможно прекрасна.
Скрытые фигуры (Теодор Мелфи, 2016 г.)
Совсем свеженький фильм, который, по моему личному мнению, нагло обделен «Оскарами» в прошлом году. Это история трех афроамериканок-математиков, которые в 1970-е годы работают в НАСА. Очень необдуманный с их стороны поступок. Разумеется, три темнокожие красы, несмотря на свою гениальность, подвергаются неприятным вещам.
Это один из лучших байопиков последних лет. Основана фактах биографии Кэтрин Джонсон, живущей и ныне. Кэтрин, несмотря на приличный возраст (99 лет!) присутствовала на церемонии премии «Оскар». К сожалению, ни одной статуэтки фильму не досталось. Единственная радость, что «Лалалэнд» тоже главный «Оскар» не получил. Прекрасное актерское трио — Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанэль Монэ — отлично дополняет Джим Парсонс, показывая, что он не актер одной роли.