Ксения Собчак: «Салютики» – это аморально»
– Наша Олимпиада – это гимн российскому характеру. Ездить на дорогой машине, но не иметь денег на заправку, покупать сумки «Шанель», но жить в съемной 30-метровой квартире, ужинать в дорогом ресторане, а потом неделю голодать… Не могу сказать за каждого гражданина России, но лично мне эта Олимпиада не нужна. Я считаю, что в стране без нормальной медицины, систем здравоохранения и образования устраивать такие «салютики» в виде Олимпиады – это аморально. Как мне сказал Илья Авербух, единственным плюсом тут можно считать то, что если бы эти деньги не вложили в строительство всевозможных стадионов, дорог и гостиниц, то их бы все равно украли. Но к чему было тратить такие средства на цирк в виде эстафеты олимпийского огня – все эти запуски не горящего даже факела в космос, провоз его на собачьих упряжках…
Русский, американец и японец везут олимпийский факел в космос – анекдот воплотился в жизнь. Такого количества фотожаб и насмешек в Интернете не вызывало, наверное, ни одно событие. К тому же в любом нормальном обществе Олимпиада – это некий венец прогресса страны. Нужно сначала воспитать спортсменов – чтобы у нас не один Плющенко страдал за весь спорт. Я его очень уважаю, он большой герой. Но когда я родилась – он катался, и я умру – а он по-прежнему будет ездить на Олимпиады. Неплохо то, что он ездит, плохо, что больше некому. На всю страну пара имен. Теперь вот еще Максим Ковтун. У нас нет нормальных спортивных заведений для детей, разрушена инфраструктура спорта. Зато у нас Олимпиада. Это какой-то бред. Абсолютный образец страны, которая имеет право на такие мероприятия, – Китай. Государство, о спортивных достижениях которого мы до 2000 года и не слышали, выстроило полную инфраструктуру спортивных площадок. И мы вдруг обнаружили, я хорошо помню этот момент, как китайцы стали занимать третьи места, вторые... Все начали спрашивать: а как это так, ведь их раньше вообще не былов турнирной таблице? А вот так – они занимались все эти годы не понтами и фейерверками, а выстраиванием системы.
На Красной Поляне я никогда не была – не каталась и, скорее всего, не поеду. Зачем? Там гораздо дороже, чем на многих европейских курортах. Сочи мог бы развиваться, если бы это был недорогой курорт для людей, которые сильно экономят. Но отдых в той же Турции и даже Австрии и Италии дешевле, чем в Сочи. Вот и посудите, что человек выберет: неделю в австрийском Целль-ам-Зее или в Красной Поляне? Если я могу потратить 2–3 часа на полет, то лучше отправлюсь в какие-нибудь Альпы, где и экология в разы лучше! Сочи может выжить, например, за счет невыездных туристов. Кстати, сейчас еще чиновникам собираются перекрыть выезд.
Местным жителям от стройки была одна мука – то горячей воды нет, то электричество отключат. Читала как-то в Интернете: по словам жителей Лазаревского района, за одну неделю свет у них отключали шесть раз. И только однажды – на четыре минуты, остальные – на несколько часов. Вырубили 84 тысячи деревьев! В результате змеи и шакалы перебрались из лесополосы, например, в совхозы. Но главное – что все эти объекты, построенные в ужасной спешке, так и будут потом стоять бесхозными. У нас нет инфраструктуры, чтобы все это содержать.
Безусловно, появились красивый аэропорт, ж/д вокзал. Правда, полиции там пока больше, чем пассажиров. Наверняка все слышали про попытку обучить сочинцев английскому. С начала 2012 года на видных местах в городе каждый день появлялись новые слова на этом языке. А потом «засверкали» указатели: Olimpic park вместо правильного – Olympic. А как вам перевод улицы Голубые Дали – «Blue Dali Street»? Везде уложена тактильная плитка для слепых, но не всем строителям объяснили, для чего она. Поэтому кое-где она выполняет декоративную функцию…
Я не поеду на Олимпиаду. Хотела побывать на открытии, но рабочий график не позволит. По телевизору смотреть не буду. Я отношусь к тем людям, которые спорт не смотрят, а им занимаются. Муж Максим, думаю, тоже. Он любит футбол, а его в зимней программе, к сожалению, нет.
Лера Кудрявцева: «Наш ответ Альпам»
– Еще месяц назад я была уверена, что поеду на Игры в Сочи. Всегда мечтала прочувствовать тот самый дух Олимпиады, о котором мне рассказывали друзья! И совсем не была готова к тому, что те же люди начнут меня отговаривать: «Лера, даже не суйся в Сочи! Город станет «закрытым». Везде списки, бейджи, проверки… Дороги перекроют». Я колебалась, все решил муж Игорь. В начале февраля его хоккейная команда СКА летит на сборы в Дубай. Обычно у них строгие порядки, прямо как в армии, – жены ждут мужчин дома. Но на этот раз руководство команды сделало исключение – нам разрешили лететь в Эмираты! Конечно, я еду с Игорем.
Игры мы будем смотреть по спутниковому телевидению. С особым трепетом жду фигурного катания – я фанатка, обожаю его с детства. Мой нынешний фаворит, конечно, Женя Плющенко, наш давний товарищ. «Болею» я всегда от души, до мурашек по коже, нервничаю, психую… Я вообще патриот –и это не просто громкие слова. Вот уже шесть лет ведутся жаркие споры: нужна ли нам эта Олимпиада? Мой ответ: да. В первую очередь это престиж страны! Я родилась в СССР, была и пионеркой, и комсомолкой, в нас с младенчества воспитывали любовь к Родине и гордость за нее. Это сейчас среди молодежи модно ругать Россию. А тогда все было иначе. Мы искренне считали, что живем в самой замечательной стране. Я и сейчас в это верю.
Хорошо помню Олимпиаду-80. Я плакала, когда улетал олимпийский мишка. Мне казалось, рыдает весь мир. Вместе с тем я ощущала себя частью огромной страны – СССР. Хочется, чтобы по накалу страстей Олимпиада в Сочи не уступала Играм 1980 года, тому празднику, который остался в памяти навсегда. Кое-кто возмущается: на «олимпийские деньги» можно было построить по спортивному объекту в каждом городе России. Ну, хорошо, например, появился бы бассейн в Воронеже – и что, все жители города пошли бы плавать? А вот Олимпиада – это отличная пропаганда. Спорт снова вмоде. По всей стране оживают спортшколы, дети идут в секции, сколачивают дворовые команды. Подруга рассказывала: раньше возле ее дома в Москве был обычный сквер, а в прошлом году там сделали футбольное поле, дорожки для роллеров, хоккейную коробку и тренажеры под открытым небом.
А еще у Сочи теперь прекрасные перспективы: Игры пройдут, но спортивные объекты останутся. Раньше мы с сыном Жаном ездили в Альпы: он любит кататься на сноуборде, я – на коньках. Но если Сочи станет первоклассным курортом, то на фига нам теперь Альпы?
Анна Семенович: «Завидую фигуристам!»
– Год назад мы с Маратом Башаровым и Мишей Галустяном выступали в сочинском ледовом дворце «Большой» в программе «Год до старта Олимпийских игр». Прилетели – и город сразу напомнил… мою квартиру в разгар ремонта, который я затеяла в то самое время. Только в более крупном масштабе. Дома я меняла навесные потолки и сантехнику, паркет и обои, ставила евроокна, заказала мебель. Это было стихийное бедствие! Что уж говорить о целом городе! Сочи превратился в стройку – разруха, шум, гам. Но в перспективе все должно быть гораздо лучше, чем раньше. Сочи с советских времен считали просто курортом, а сейчас его не узнать!
Недавно знакомые побывали на Красной Поляне – говорят, там шикарная лыжная трасса. После Игр туда не только россияне, но и иностранцы поедут косяком. Я сама год назад восхитилась не только ледовым дворцом, но и «Айсбергом», где пройдут олимпийские состязания по фигурному катанию. Во времена спортивной карьеры я побывала на всех катках мира и заявляю: наш в Сочи – в числе лучших. Для фигуристов также важно, насколько удобно все устроено за его пределами. Мне когда-то, чтобы переодеться после выступления, приходилось бежать через весь спортивный комплекс к закуткам, которые нам выделяли. А вот в «Айсберге» раздевалки находятся рядом с катком. В них устроены душ и туалетные комнаты. После тренировки можно сходить в столовую, поесть диетической пищи. Устал за тренировку? К твоим услугам комната отдыха. Завидую современным фигуристам…
Впрочем, требования к ним в последнее время стали жестче. Раньше судьи больше обращали внимание на эмоции пары, а сейчас – на технику.В обязательную программу парного катания ввели сложные прыжки, вращения. В этом есть и плюс: теперь спортсменов сложнее засудить, ведь баллы ставятся за выполнение конкретных элементов.
Я бы посмотрела выступления Жени Плющенко и Кати Бобровой, с которыми знакома. Надеюсь, Китай, Америка и Канада – конкуренты России в фигурном катании – не помешают нашим взять медали. Но получится ли у меня попасть в Сочи, не знаю. Я слишком занята на съемках фильма. Если выберусь, пойду болеть еще и за биатлонистов, это два вида спорта, которые меня интересуют.
Конечно, хотелось бы посмотреть на Сочи после ремонта. Столько в Интернете приколов, фотожаб и анекдотов на олимпийские темы! То в Сочи покрасили траву и пальмы, то устроили туалеты с парными унитазами… Пережив в квартире ремонт, заявляю: он не проходит без казусов. Мне, например, привезли две прикроватные тумбочки на одну и ту же сторону. Пришлось менять… Так что крашеная трава – это ерунда. Зато красиво!
Натали: «Каждому – по потребностям»
– В Сочи я была прошлым летом, давала там концерт. Приятно поразили новые дорожные развязки – двухуровневые, как в Москве. А недавно оттуда вернулись знакомые, рассказали: в Адлере появился современный аэропорт – для инвалидов там оборудованы пандусы и удобные туалеты. И железнодорожный вокзал теперь новый. От него, кстати, пустили «Ласточку» – скоростной электропоезд по олимпийским точкам. Полтора часа до Красной Поляны со всеми остановками. От живущих в Сочи знакомых я не раз слышала о главном, что уже дала местным жителям Олимпиада, – это, конечно, работа. Моя приятельница почти год просидела дома – не могла найти ничего подходящего. И вот устроилась в один из новых отелей администратором. Ее парень полгода на стройке отпахал – и на машину заработал! А у нашего младшего сына Толи, ему 3 года, появилась новая любимая игрушка – белый олимпийский мишка с синим шарфом. Малыш его из рук не выпускает, даже спит с ним. Совсем как я когда-то с мишкой – символом Олимпиады-80. Жаль, что работа не позволяет мне поехать на Олимпиаду. Но мы с мужем – профессиональные болельщики, обязательно закажем столик в спортбаре рядом с домом на время хоккейных матчей и выступлений биатлонистов.