11 февраля (по новому стилю) - день рождения великой Любови Орловой. Жизнь актрисы всегда была окутана тайной. Она любила повторять: «Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого». Артистка скрывала свой возраст, не любила, не могла говорить о своих детстве и юности. Орлова была из дворян, а после революции 1917 года подобную родословную было не принято афишировать.
Ее отец был потомком тех самых Орловых, а мать - родственница Льва Толстого. Поэтому о Любови Орловой мало что знали даже при жизни, а после того, как ее не стало, ее биография и вовсе превратилась в легенду.
Несмотря на то, что Орлова действительно была кумиром, абсолютной звездой для нескольких поколений зрителей, в ее фильмографии всего 18 картин. Большую часть из них снял ее муж – режиссер Григорий Александров. Самые любимые, те, что подняли ее на вершину киноолимпа, - это знаменитые музыкальные комедии «Веселые ребята», «Весна», «Волга-Волга». Несмотря на то, что Александров в одном из последних своих интервью рассказывал, что худсоветы выносили по 200 замечаний на каждый фильм, картины были по-настоящему успешными – их постоянно крутили в кинотеатрах.
А вот последний фильм с участием Орловой на экраны так и не вышел.
Сценарий для фильма «Скворец и Лира» остросюжетной истории советских разведчиков - Александров написал сам? после 12-летнего простоя. История получилась невнятная, скучная. Съемки дались всем нелегко. Среди тех, кто был свидетелем того съемочного процесса? – киновед Глеб Скороходов. Он писал в своих воспоминаниях, что Любовь Петровна «впервые на площадке капризничала, изводила гримеров, костюмеров, ссорилась даже с Александровым». Причины того – возраст и болезнь. Орловой было уже 70, а по сценарию она играла 25-летнюю женщину. Скороходов утверждал, что именно Орлова заставила нещадно перекраивать сюжет картины.
Кроме того, как позже подтвердил владелец личных архивов Орловой адвокат Александр Добровинский, Любовь Петровна во время съемок делала специальные омолаживающие процедуры - «обжигания» кожи у косметолога. Она выпивала по утрам стопку коньяка, потому что услышала, что от этого разглаживаются морщины. Она боролась с возрастом и на площадке, и за кадром. Но все тщетно.
Киноначальники не выпустили фильм на большой экран. Подвергли жесткой критике, в кулуарах переименовали картину в «Склероз и климакс» и отправили на полку. Правда, формулировка отказа была выбрана деликатная: «в условиях обострившейся международной обстановки демонстрация подобной картины может спровоцировать дипломатический скандал».
Но есть еще две версии, почему именно в этот момент не вышла на экраны эта картина.
Первая из них так же принадлежит киноведу Скороходову. Он пишет, что Орлова, понимая, что картина может провалиться, сама попросила положить фильм на полку.
А вторая звучит так. В это же самое время к показу на большом экране был готов многосерийный фильм с похожей темой – про разведчика, шпиона, полковника Максима Исаева, известного как штандартенфюрер Штирлиц. Киночиновники понимали, что на фоне талантливой работы Татьяны Лиозновой у фильма Александрова просто нет шансов. И даже великая Любовь Орлова не может спасти эту картину.