Мода ходить в кино появляется в России в 1996 году. В крупных городах один за другим начинают открываться залы с западной системой звука – Dolby. В Москве рядом с Пушкинской площадью построен первый кинотеатр «Кодак» – красные бархатные кресла, попкорн… За билетами выстраивались очереди. Все как за границей. И прокатывали в нем исключительно западные фильмы, так как отечественный кинематограф был в упадке. Но посмотреть на игру наших актеров всегда можно было в театре – весной 96-го коварная миледи из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» Маргарита Терехова получила свою последнюю роль на сцене.
«Когда я задумал поставить своего «Милого друга» по Ги де Мопассану, то знал, что госпожу Вальтер должна сыграть Рита, – вспоминает режиссер Андрей Житинкин. – Ей тогда было 53 года, но она все еще по праву считала себя секс-символом, поэтому с опаской восприняла предложение исполнить возрастную роль. Помню, мы столкнулись с ней в коридоре Театра Моссовета. Наш разговор был коротким. Я экспромтом выпалил: «Маргарита Борисовна! Мопассан без Тереховой – все равно что кран без воды». Она онемела. Размышляла пару минут, а затем воскликнула по-французски: Bel ami, что в переводе означает «Милый друг». И на русском добавила: «Конечно, я буду играть».
Еще до начала репетиций коллеги пытались меня запугивать, мол, многие хотели работать с Марго, но ничего не получалось – она любительница поскандалить, навести шума. У нее ведь характер булгаковской Маргариты – неуправляемый, непредсказуемый. Терехова доказала это, и не раз. Но мы превосходно сработались. Один из спектаклей чуть было не закончился трагедией. Мужа мадам Вальтер играл актер Володя Стеклов. В романе у супругов сложные отношения, они часто ссорятся. Так вот, я придумал такую сцену: когда в ночи герой Домогарова – журналист Жорж Дюруа – увозит их дочь, Рита и Володя появляются в ночных рубашках и колпаках. Они начинают спорить, в руках у них горящие свечи. Тогда еще разрешали использовать открытый огонь, не то что в последнее время – даже закуривать запретили в целях пожарной безопасности.
Представьте, идет действо, актеры разговаривают, и тут кисточка колпака Стеклова попадает в пламя и загорается. Актер продолжает играть, совершенно не обращая внимания. Рита поступила просто гениально – начала буквально избивать Володю, с остервенением руками хлестала по лицу, лишь бы незаметно сбить пламя.
Зрители ничего не понимали. А я стоял за кулисами белый как полотно, сознавая, что огонь может на всю жизнь изуродовать лицо Стеклова. Марго так разошлась, что влепила ему пощечину. Володя рассвирепел настолько, что оттолкнул и схватил ее за руки, началась настоящая драка. А затем он развернулся и ушел за кулисы, где разразился потоком матерных слов. Кричал: «Что эта сумасшедшая себе позволяет? Как ее выпускают на сцену? Она не в себе!»
А потом снял колпак и увидел, что тот сгорел наполовину. Грозный обидчивый Стеклов понял, что Рита спасла его, и упал перед ней на колени. Еще была сцена, когда героиня Тереховой приезжала в редакцию к журналисту – Домогарову и они пили шампанское. Когда собирали декорации, реквизиторы отвели меня в сторонку и предложили: «Андрей Альбертович, мы найдем красивые металлические стаканы, но, умоляем, давайте не будем заказывать стеклянные – Терехова разобьет их в первом же спектакле».
О чем шла речь, я понял только через несколько прогонов. Меня снова позвал реквизитор и показал один из тех бокалов, который побывал в руках Риты, – на нем места живого не было, сплошные вмятины от пальцев. Представляете, ее тонкие пальчики были способны продавить металл, настолько она погружалась в свою страстную роль. Кстати, эти бокалы мы потом отдали в музей Театра Моссовета.
Со спектаклем объездили практически всю Россию, побывали в Америке, Израиле, Европе. И всюду Терехову принимали с огромной любовью. Она это чувствовала и никогда не подводила зрителя. Ради этой роли выучила французский язык. А однажды принесла в театр открытку с изображением афиши первой постановки «Милого друга», которую купила в антикварном магазине на Монмартре в Париже задолго до нашего спектакля. К сожалению, роль госпожи Вальтер оказалась для нее последней как в театре, так и в кино».
В 2005 году врачи диагностировали у актрисы болезнь Альцгеймера. Не раз говорили и о бедственном положении легенды. Не так давно имя Тереховой вновь появилось в новостях – Дом актера объявил сбор средств на ее лечение. Однако дочь звезды опровергла эту информацию, заявив, что Маргарита Борисовна, несмотря на тяжелое состояние, способна позаботиться о себе сама.