Любимому всеми режиссеру театра и кино Марку Захарову исполнилось 85 лет. Внешне он всегда строг и недоступен. Но близкие знают, что за этой маской скрывается ироничный, тонкий и сентиментальный человек. Сегодня Марк Захаров для многих прежде всего кинорежиссер, хотя свой последний фильм «Убить дракона» он снял достаточно давно, а сейчас посвятил жизнь театру, где все подчинено только его решениям. Перечить Марку Захарову могли два человека — близкий друг сценарист Григорий Горин и любимая жена актриса Нина Лапшина. «Она о некоторых спектаклях отзывалась очень нелицеприятно. Например, «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» называла «чуши» во множественном числе. Меня это поначалу обидело, а потом как-то я с этим смирился», — признался режиссер.
Марк Захаров прожил с супругой 58 лет. Они познакомились в ГИТИСе, где будущая жена режиссера обучалась на актерском факультете. Нина Тихоновна редактировала выпуск институтской стенгазеты, а Марк Анатольевич делал карикатуры. Как-то будущая жена подошла к режиссеру с просьбой нарисовать что-нибудь в очередной номер, но он сразу отказался. «Когда на меня напирают, я этого не люблю, замыкаюсь и ухожу в сторону. А она мне сказала «Захаров-Презахаров». Меня это покорило. Я стал иначе к ней относиться, как к чуду, которое спустилось с небес», — вспоминает режиссер.
Через какое-то время девушка предложила ему проводить ее до дома, но он снова отказался и только позже понял, что совершил ошибку.
Нина Лапшина могла сделать блестящую актерскую карьеру, особенно после того, как стала женой такого талантливого режиссера. Но она категорически отказалась использовать мужа для реализации своих творческих амбиций. Захаров снял жену только в одном своем фильме «Двенадцать стульев», и то в крошечном эпизоде, в котором она сыграла жену отца Федора. «В какой-то момент она совершила мужественный поступок. Конечно, жена режиссера мечтает работать под его началом. Но она со своим кошачьим умом сказала «Не надо. Ты будешь заложником. Давай обойдемся без этого». Обошлись», — признался Марк Анатольевич.
Супруга поддерживала постановщика в самые сложные моменты его жизни, всегда была рядом и и направляла Марка Анатольевича. В советские годы все фильмы Захарова серьезно просматривались на предмет цензуры. На «Мосфильме» могли не пропустить песню про воробушка из «Обыкновенного чуда» в исполнении Миронова, потому что усмотрели в этом призыв к сексуальной революции и буржуазному образу жизни. Также чудом остался в фильме эпизод, когда Евгений Леонов делает в окошке жест, характерный для вождей, когда они стоят во время демонстрации на Мавзолее. Леонов был абсолютно уверен, что эту сцену вырежут. Даже сняли два варианта. С рукой и без руки. «Он ко мне подошел и сказал: «Маркуша, мы это будем переснимать, причем за те же деньги. Это меня расстроило, но этот жест в итоге цензура случайно пропустила. Сейчас это кажется смешным, но когда в Доме кино была премьера, в зале по этому поводу было братание и шквал аплодисментов», — вспомнил режиссер.
Захаров признается, что за годы хождения по кабинетам высшего руководства он выработал свои способы бороться с цензурой. «Когда что-то говорят, надо записывать все замечания. И потом, если ничего не поменять и снова показать, то скажут: «Вот, лучше стало», — смеется Марк Анатольевич.
Благодаря Марку Захарову людям стали известны и Олег Янковский, которого режиссер увидел в Саратовском театре и пригласил к себе, и Александр Абдулов, который начал играть в театре, еще будучи студентом. Даже для Инны Чуриковой их встреча стала судьбоносной, потому что поначалу только он смог разглядеть ее актерские способности.
После фильма «Убить дракона» Захаров больше не снимал кино и все свое время посвятил театру. «Наступил такой момент, когда наступила сложная финансовая ситуация в кинематографе, смутное время. И я в какой-то степени испугался, что вдруг в середине съемочного процесса будет остановка. — признался режиссер.
В 2000-ые годы стали уходить самые близкие для Марка Анатольевича люди. Всех потрясли смерти Абдулова и Янковского, попал в страшную аварию Караченцев. Однако самым тяжелым испытанием стала смерть его любимой жены. Нина Тихоновна страдала онкологическим заболеванием. Упорная борьба с диагнозом не дала результатов, и муза режиссера скончалась в сентябре 2014-го года.
Сейчас Марк Анатольевич стойко справляется с одиночеством и признается, что главным спасением для него является работа.
Поддерживает режиссера и единственная дочь Александра, которая также выбрала творческую профессию. Сейчас наследница Захарова работает в театре и играет в лучших спектаклях «Ленкома». Она не скрывает, что отец всегда был строг к ней, но мог защитить в те минуты, когда это действительно было необходимо.
Марк Анатольевич не стесняется признаться, что он безумно скучает по жене, ведь именно ее поддержка во многом определила его творческий путь. Оглядываясь на свою богатую событиями жизнь, Захаров все чаще и чаще приходит к выводу, что за успехами сильных мужчин всегда стоят мудрые и любящие женщины.