28 сентября в онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера исторического сериала «Союз Спасения. Время гнева» о восстании декабристов. Разумеется, съемки истории оказались сложными, ведь действие развивается в XIX веке. Творческой группе пришлось приложить немало усилий, чтобы интерьеры и костюмы выглядели аутентично.
«СтарХит» пообщался с членами съемочной команды и выяснил, как создавался сериальный блокбастер.
Крупицы истории
«Союз Спасения. Время Гнева» — проект масштабный, спектр его героев охватывает весь срез общества той эпохи: от крестьян до императорской семьи. Поэтому и работа художников по костюмам, гримеров, реквизиторов была колоссальной, требующей создания самых разных образов и нарядов, которые не просто пунктиром обозначают эпоху, но и передают настроения персонажей. Было сшито порядка 2 350 костюмов, не считая 100 персонажных костюмов.
«XIX век — исторически довольно близкое нам время, сохранилось много подлинных костюмов. Мы делали обмеры настоящих мундиров из хранилища Царского села, натурально снимали выкройки. В кругах специалистов эти крои, конечно, давно известны, но, тем не менее, когда держишь в руках подлинную вещь — это совсем другое дело. Это также касается женских костюмов, они есть в хранилище Эрмитажа, Павловского дворца, ГИМе и других… Поскольку «Время Гнева» — это проект с историческим акцентом, без всяких фантазий на тему, мы старались быть как можно ближе к историческим примерам. Практически в любом крупном музее есть следы событий того времени, крупицы материалов, которые нам пригодились в работе над созданием костюмов в сериале», — рассказала Екатерина Шапкайц, специалист, работавший над сериалом.
Кружева для Софьи Эрнст и мундир для Леонида Бичевина
Важную роль в том, как созданный специалистами костюм будет выглядеть в кадре и какой смысл он передаст зрителю, играют, конечно, актеры, для которых тот или иной наряд был создан. «Участие актера и сотрудничество с ним при создании костюма крайне важно. И, должна отметить, что со всеми актерами «Союза Спасения: Времени гнева» было безумно приятно работать, нам была видна заинтересованность актеров в том, как будут выглядеть их персонажи. К примеру, замечательная актриса Софья Эрнст. Она героически стояла на примерке, когда мы монтировали топ с юбкой на ней прямо на съемочной площадке. Без понимания и поддержки актеров никогда не будет хорошего результата», — продолжает Екатерина Шапкайц.
Если артисткам сериала повезло в том плане, что платья эпохи 19 века были легкими, то вот мужской части актерского состава пришлось постараться, чтобы привыкнуть к довольно тяжелым и непривычным для движения мундирам. «Структура мундира способствует тому, чтобы человек держал спину прямо, но многие актеры к этому не привыкли, и в таком случае мы использовали корсеты. Но, к чести мужчин-актеров проекта — со временем они настолько привыкли к этому, что с легкостью одевались самостоятельно и прекрасно двигались. Они буквально вжились в костюмы, в саму эпоху, и чувствовали себя все более свободными. Тот же самый путь привыкания и принятия костюма прошел и Леонид Бичевин, проявляя необыкновенную выносливость и терпение», — рассказывает Екатерина Шапкайц.
Швейные секреты
Сама необходимость использовать историческое одеяние помогает актерам органичнее вжиться в роль, лучше понять персонажа и проникнуться эпохой, и нередко режиссеры и актеры отмечают, что полноценным принятие роли становится лишь тогда, когда костюм уже готов. Но порой ношение исторического костюма сопровождается для актера серьезным дискомфортом. «У нас были только естественные, натуральные ткани, (сукно, шелк, хлопок, лен) никакой синтетики. В основном, все художники по костюмам, работающие в историческом кино, стараются максимально ограничить использование искусственных материалов», — отмечает Екатерина.
Учитывая задачу быть максимально близкими к подлинным картинам и сохранившимся костюмам исторических персонажей, художники и костюмеры, так или иначе, берут во внимание индивидуальные особенности актеров. «Это все можно увидеть во время примерок. Одной актрисе идет платье с подчеркнутой талией, другой, наоборот, более свободный крой. При этом, конечно, нужно оставаться в рамках исторического силуэта и той ситуации, в которую попала героиня. Из всех вариантов мы выбирали тот, который нравился и актерам и нам, — делится Шапкайц.
Проект определенно отличается своим масштабом: в нем более ста персонажей, а в создании массовых сцен приняли участие около трех тысяч человек. Посмотреть премьерные эпизоды проекта эксклюзивно можно в онлайн-кинотеатре KION.
Фото: Пресс-служба