Своей актерской карьерой Наталья Бочкарева во многом обязана именно Олегу Табакову. Он сразу обратил внимание на яркую и смелую студентку и взял ее под свое крыло.
«Я на спор поступила в нижегородское театральное училище, а когда училась на четвертом курсе, Олег Павлович приехал к нам с творческой встречей, — вспоминает артистка. — Осмелев, после мастер-класса я заявила, что хочу учиться у него в Москве. А он возьми и пригласи. Доучивалась четвертый курс я все-таки в Нижнем — нельзя было бросить, так как это дипломные спектакли. А потом пересела за парту к Табакову — он меня определил на конец своего второго курса».
Знаю, что он вас представил остальным как суперпрофи, которая приехала поднимать уровень остальных!
Да, и я об этом не сразу узнала. Олег Павлович — величайший педагог, он нас научил главному: помимо того, что ты обязан владеть профессией, ты должен понимать свое место под солнцем. Нам с моим однокурсником, двум провинциальным студентам, наивным, открытым, нужно было влиться в уже сформировавшийся коллектив. И встретили нас далеко не радушно — взглядами оценивали с головы до пят.
Потом получилось переломить ситуацию?
Думаю, до конца так и не удалось. Позже я ведь еще больше обозлила своих однокурсников: не прошло и полугода, как Олег Павлович позвал меня в Табакерку и устроил в спектакль «На дне», где я играла вместе с профессиональными актерами. Это был цвет, что-то непостижимое. Табаков, Филиппенко, Бойко! А мне досталась роль Василисы — одна из главных. Да меня должны были просто убить. Происходили порой вещи, когда уже не знала, что и думать… После финальной репетиции, за несколько часов до премьеры постановки, у меня, хотите верьте, хотите нет, зажимается ни с того ни с сего копчик. Не могу разогнуться... Сразу паника, слезы. Что-то вкололи, дали таблетки — ела все без разбора, не помогало. В итоге решили просто заморозить проблему — чтобы я ничего не чувствовала на время спектакля. А, возвращаясь к теме однокурсников, — сейчас я с ними не общаюсь. Хотя со многими работала потом вместе в театре. Был момент, когда очень хотела, чтобы кто-то из старых знакомых провел в моей школе мастер-классы. Но тема того, что у меня в принципе есть своя школа, их вряд ли порадовала бы.
Табаков на протяжении многих лет давал вам судьбоносные советы — к примеру, соглашаться на съемки в «Счастливы вместе». А в чем еще помогал?
Да, на роль Даши Букиной я пошла с его благословения, действительно. Олег Павлович, помню, тогда преподавал в Гарварде, слышал про этот сериал. Спросил у меня: «Неужели ты будешь играть женщину с лошадиным лицом?» Я объяснила, что сделаю ее другой, очень милой, с русской ментальностью. Если б он сказал, мол, не нужен тебе весь этот блуд, то я бы отказалась. Вообще могу сказать, что он, как учитель, сыграл колоссальную роль в моей жизни. Во всех направлениях. Когда я студенткой переехала в Москву, у меня скоропостижно умерли родители — сразу и мама, и папа. И для меня Олег Павлович воспринимался моим юным воспаленным мозгом отчасти как отец, духовный наставник. Сказать, что он для меня был просто худруком театра и курса — мало. Никогда не забуду случай, когда у меня сгорела квартира в Нижнем Новгороде, уничтожено оказалось все. А ведь я приехала покорять столицу с одним маленьким чемоданчиком. И Табаков тогда после лекции остановил меня, подозвал, достал конвертик, видимо, это была его зарплата. И начал отсчитывать деньги: «Бери!» Я, конечно, была в шоке, закричала: «Да вы что, я никогда в жизни не возьму, Олег Палыч, уберите!» Но он был непреклонен: «Я сказал! И я тебе не просто так даю, а в долг. Когда разбогатеешь — мне вернешь!»
И как, вернули?
Когда стартовали «Счастливы вместе», неоднократно подходила к нему с деньгами. Но он так у меня их и не взял. Но получилось отдать другим. Я как раз начала рисовать: жила в общежитии школы-студии МХАТ вместе со студентами-художниками, вот и училась у них потихоньку. Сначала ребята использовали меня как подмастерье — просили загрунтовать холст, залить однотонной краской небо. Потом уже доверяли сделать копии с каких-то произведений. В общем я нарисовала и подарила Олегу Павловичу картину на день рождения — его родной город Саратов, пейзаж реки. Ему очень понравилось, говорит: «Давай, Бочкарева, дальше рисуй! Еще две картины». И я стала рисовать для него, для меня это было почетно. И что приятно, когда один из журналов проводил съемку дома у Табакова, увидела на фото и свои работы. Да еще и в таком важном месте — в кабинете. Всегда же переживаешь за судьбу подарков — вдруг оказались не нужны, стоят за дверью…
А случалось ослушаться советов или рекомендаций Олега Павловича?
Был момент, когда меня позвали сниматься в Америку. Причем тоже с легкой руки Табакова. Он всегда нас, студентов, двигал, показывал, старался дать дорогу всем своим ученикам. И вот как-то мне командует: «Так, перекрашивайся срочно в темный, надо записать пробы для фильма в США». Я была блондинкой раньше, и до сих пор вот остаюсь брюнеткой. Когда оттуда пришел положительный ответ, Олег Павлович меня вызвал и сказал: «Уехать туда придется на два года. Ты можешь ехать, но, к сожалению, я должен буду тебя отчислить с курса». А ведь мы — его последний курс, он потом больше не набирал. Предложил по возвращении меня передать кому-то из других педагогов. Представляете, как воздействовала на меня эта фраза — «передать!» Я тут же решила — никуда не поеду. «Да будет у меня еще пять Америк впереди! Ну как все тут бросить», — говорю. Возможно, жизнь моя сложилась бы иначе, сделай тогда иной выбор. Я вообще могла к Табакову всегда подойти в том числе как к психологу. Понять, что хорошо, что плохо, не сворачиваю ли я с пути.
А когда Олега Павловича не стало?.. Часто вспоминаете его уроки, слова?
Это, конечно, огромная потеря. Помните, как его провожали? Этот человек внес огромный вклад вообще в будущее страны. Он жив в учениках, и еще не в одном их поколении. Есть те воспитанники, профессиональные актеры, которым уже по 50, а есть ученики, которые его знают и помнят, которым всего по 18-20. Живет колледж, сделанный им для 15-летних, живет его театр. Это память, след. Не то, что вот, пока я жив, все работает. А его нет — и все работает. Вот это высший класс. То, к чему мы все стремимся.
Заменили его достойно, на ваш взгляд? Справляются преемники?
Владимира Львовича Машкова, который возглавил Театр Олега Табакова, я считаю одним из лучших актеров. Он, безусловно другой человек, но, как и мы все, очень любил и уважал Олега Павловича. Надеюсь, атмосферу, которая была построена и создана вместе с театром, он сохранит. Могут меняться постановки, репертуар…. Табаков, кстати, тоже ведь экспериментировал во МХАТе, прибегал к разным скандальным историям — на его веку возник спектакль, который ставил товарищ Богомолов. Но пробы тоже не всегда удачны. Конечно, вести и театр, и колледж, Машкову трудно. Слышала, что он решил отказаться от своей актерской карьеры, чтобы полностью погрузиться в процессы работы со студентами и в руководство театром. Пришлось сделать непростой выбор. Думаю, это правильное решение. Как ты можешь управлять чем-то, если постоянно на съемках. Представляете, сколько там помимо творческих, еще и бытовых, организационных задач! И еще надо учесть, что все актеры эмоциональны — неизбежны стычки, с чем-то приходится мириться, где-то искать компромиссы. Владимир Львович принес в жертву свою личную карьеру ради продолжения того, что делал Олег Павлович.
Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости, Legion-Media, кадр сериала «Счастливы вместе»