День, которого ждали многие поклонники отечественного кино, наконец-то настал: на большие экраны вышел фильм «Чернобыль» с Данилой Козловским и Оксаной Акиньшиной в главных ролях. Кинематографическая работа велась уже после того, как весь мир увидел одноименный сериал HBO. Разумеется, создатели понимали, что сравнений не избежать, и в ходе этих сравнений они будут далеко не в выигрыше.
Однако первые рецензенты, ознакомившиеся с творением Козловского, отмечают, что противопоставлять две эти работы абсолютно бессмысленно. По крайней мере, сюжетно сериал и фильм существенно разнятся. Проект HBO — масштабная история о ликвидации последствий ядерной аварии. В ней огромное внимание уделяется жестокой государственной машине, игнорирующей трагедии простых людей в угоду идеологии.
А о чем же фильм Данилы Козловского? Это классическая история маленького человека на фоне большой катастрофы. Главный герой картины — простой пожарный Алексей Карпушин, который работает в Припяти. Однажды он решает уйти с работы и начать новую жизнь. В тот же день Алексей встречает девушку по имени Ольга, в которую когда-то был влюблен. Теперь у этих двоих появляется новый шанс на простое семейное счастье. Однако будущее Оли и Алексея оказывается под угрозой из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Главный герой должен рискнуть жизнью, чтобы спасти любимую и других жителей своего города.
И именно к любовной линии у многих рецензентов возникли вопросы. «Мелодраматическая составляющая картины с первых минут демонстрирует железную логику: парень бросил девушку 10 лет назад, а она после случайной встречи готова с широкой улыбкой во весь рот гулять с ним по улице и есть мороженое. Ладно, оставим это на совести главной героини. Дальше повествование начинает гнать с утроенной скоростью, поэтому на нормальное раскрытие персонажей попросту не остается времени», — сообщает пользователь с ником DarkPrince на сайте «КиноПоиска».
Еще больше претензий возникло к так называемой неуязвимости Данилы Козловского. Его персонаж по сюжету непосредственно участвует в ликвидации последствий аварии. Как известно, ликвидаторы, получая мощную дозу радиации, часто гибли прямо на рабочем месте. А вот у главного героя проблем с самочувствием почему-то не возникает.
«Самое забавное здесь — невосприимчивость главного героя к радиации. Если все вокруг в картине умирают, находясь в непосредственной близости от эпицентра взрыва, то Алексея радиация вообще никак не смущает. Он может бегать рядом с реактором, часами плавать в радиационной воде, попадающей и в рот, и в глаза, а по итогу чувствовать себя нормально. Да, его будет тошнить, лицо чуть-чуть покраснеет, но стоит немного поспать, и он снова готов спасать мир в духе какого-нибудь супергероя. Если докапываться до документальности, то ленту без особого труда можно уничтожить в пух и прах, поэтому говорить о ней нужно как о художественном произведении, исходя из замысла авторов. Ничего общего с реальной катастрофой тут нет», — уверен пользователь под ником Hyb1to.
Но это лишь отзывы обычных зрителей. А что думают профессиональные критики? Егор Беликов смог отметить и достоинства картины, и ощутимые недостатки. К преимуществам рецензент отнес хорошую операторскую работу и редкой красоты сцены, созданные благодаря нестандартному авторскому видению. Так, Беликов похвалил эпизод с птицами, падающими с неба. Более того, критику удалось даже найти отсылки к Тарковскому и его «Сталкеру». Но на этом достоинства иссякли.
По мнению автора, главная проблема «Чернобыля» — это амбиции его создателя, которые никак не могут в полной мере реализоваться. «Данила Козловский — заслуженный артист, у которого, кажется, давно назрел некий комплекс. Ему давно и искренне хочется доказать, что он не просто излишне востребованный российский актер, что он не просто так снимался примерно во всех отечественных фильмах, что он неспроста столько лет играл в труппе великого Льва Додина. Козловский, прямо как его персонаж в фильме, будто бьется и бьется всем телом о заслонку, отделяющую его от полновесной, большой кинематографии», — уверен Беликов.
В целом, критик оценивает фильм как средненький. По его мнению, это далеко не лучший, но и не самый худший российский продукт. А вот главный критик России Антон Долин оказался куда более благосклонен к картине Козловского. Киновед даже уверен, что фильм Козловского получился более голливудским, чем сериал от HBO.
«Чернобыль» Козловского в лучших традициях блокбастера бросает вызов логике и физике. Такому фильму необходим главный герой — и он тут есть, сыгранный самим постановщиком. Пожарный, первым прибывший на место аварии и вытаскивавший на себе облученных умирающих товарищей? Водитель скорой помощи? Доброволец-водолаз, готовый нырнуть под реактор? В любых реалистических книге или фильме это были бы три разных персонажа, ведь больше одной миссии не вытянул бы никто. У Козловского это один и тот же Карпушин, то есть снова Козловский, которого таинственным образом не берет никакая зараза», — не без иронии однако подчеркнул Долин.
Так же, как и многие другие рецензенты, Антон отметил безупречную операторскую работу, которая вытягивает даже самые слабые фрагменты фильма. Подводя итог, Долин отмечает, что картина определенно заслуживает просмотра.
В любом случае, сделать вывод о фильме Козловского можно лишь после похода в кино. Поднимаемая тема заслуживает и обсуждения, и внимания. И это, пожалуй, единственный неоспоримый факт.
По материалам
Фото: кадры из фильма «Чернобыль» Данилы Козловского