Еще в начале декабря Никита Михалков и Эдуард Артемьев вместе выходили на сцену в Кремле на его 85-летие. Артисты за время работы над известными всем картинами, среди которых — «Сибирский цирюльник», «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», сдружились.
«Леша — гениальный русский композитор. Обычно композиторы ревностно относятся к своим произведениям, с пеной у рта отстаивают свою музыку. Для Артемьева Музыка — это все! Вот однажды мы работаем над сценой в фильме «Раба любви», когда убивают Потоцкого на глазах героини Елены Соловей. И он написал для этого момента удивительную музыку. Я смотрю и понимаю, что она «выбьет» зрителя, это кульминация. А что будет дальше?
Сказать ему, «давай уберем», у меня язык не поворачивался. И тут он говорит: давай уберем музыку? Оставили только звук улицы. Артемьев опять: давай уберем звук улицы? В итоге, остался только звук чашки, звякающей о блюдце… И это оказалось то, что надо! Все, к чему прикасается Артемьев, становится праздником!» — говорил тогда 77-летний режиссер.
В день смерти Артемьева он опубликовал видео, в котором рассказал о своих чувствах. «В Экклезиасте сказано, что уста говорят от избытка сердца. А иногда бывает так, что от избытка сердца лучше молчать. Собственно, это то, что я испытываю сейчас, потому что ушел гениальный композитор, очень близкий друг. Поэтому не хочу мельчить горе словом, просто хочу, чтобы все понимали, что ушел действительно гениальный русский композитор и потрясающий человек, никогда ни про кого не сказавший ни одного дурного слова. Царствие Небесное», — обратился Михалков.
Композитор тоже говорил о нем в теплотой. «После того, как актеры работают у него, больше они нигде так не работают, ну нигде! Я считаю, что Никита обладает просто какими-то экстрасенсорными качествами. Потому что он может внушить, помимо сознания, все это. Вот такое у него проникновение глазами невероятное», — делился он.
«Я его дочери Анечки крестный папа, а он — моего внука Артемия крестный отец. Я очень люблю это его собрание людей, особенно летом или весной, когда у нас тепло, так там совсем замечательно», — добавил Эдуард Николаевич в программе «Легенда» на RTVI.