Во многом благодаря Семеновой Николай Максимович стал не только звездой балета, но и выдающимся педагогом, к которому сегодня мечтают попасть тысячи юных талантов.
«Я бы никогда не стал таким суперпрофессионалом, если бы команда Большого театра не работала со мной. После одного моего триумфального выступления ко мне подошла Марина Тимофеевна, у которой был глаз-алмаз. Она пригласила меня к себе в класс. Когда она поняла, что у меня есть мозг, то стала буквально издеваться надо мной, заставляя учить наизусть методику балета, весь репертуар... Когда я стал взрослым, то не переставал благодарить ее, ведь она мне подарила вторую профессию — последние 10 лет в Большом я трудился еще и педагогом-репетитором», — признался 47-летний Цискаридзе в «Судьбе человека» с Борисом Корчевниковым на канале «Россия 1».
Артист не устает благодарить наставницу, которая, кстати, проработала до... 95 лет и до последнего была в прекрасной физической форме.
«Прожила она 102 года (артистка ушла из жизни 9 июня 2010-го, — прим. «СтарХита»). В свои 90 Марина Тимофеевна могла преспокойно встать у станка и все показать. У нее был светлейший ум. Я находился в ранге ее внука, подруги, мальчика для битья. Мы обсуждали все. Когда она умерла, ее ученики палец о палец не ударили, чтобы организовать достойные похороны на Новодевичьем кладбище. Я многих из них не люблю и не здороваюсь с ними. Когда Марина Тимофеевна учила меня преподавать, она все время повторяла: «Коленька, запомни, не верь ученикам — предадут!». А я ведь не верил этому», — отметил Николай Максимович, сокрушаясь, что слова легендарной балерины оказались пророческими.
Фото: Legion-Media, кадр из передачи