В августе 1993 года с труппой театра «Школа драматического искусства» под руководством режиссера Анатолия Васильева мы отправились на две недели с гастролями в Японию, – рассказывает «СтарХиту» актер Игорь Яцко. – Чтобы попасть в состав командированных, нам с Фандерой пришлось пройти жесткий отбор. Оксана была моей любимой партнершей по сцене еще со студенческой скамьи. Мы так хорошо сработались, что, сыграв эпизод из спектакля «Фьоренца» Томаса Манна, победили. Я был Лоренцо Великолепным, а она – моей возлюбленной, флорентийской куртизанкой Фьоре. По сюжету Лоренцо, государственный деятель и поэт, уставший от славы, медленно угасает. Его больше ничего не радует в жизни, и стремиться не к чему. В тот момент к нему приходит его наложница Фьоре. Она добивает мужчину просьбой отпустить ее к другому. Лоренцо понимает, что может потерять любимую, и вызывает соперника на неравный бой, в котором и погибает. Васильев, оценив наше исполнение, сказал, что без нас в Японию не поедет.
За день до отъезда на гастроли нам выдали командировочные – по 5 долларов на сутки. Для того чтобы добраться до театральной деревни Тога в префектуре Сидзуока, где проходили выступления, делали пересадку в Токио. Между рейсами у нас были целые сутки. Нужно было где-то переночевать, и мы остановились в гостинице при аэропорте «Нарита». Нам предложили посетить город и заказали экскурсионный автобус. Фандера ехать отказалась – хотела пораньше лечь спать, а мы с актером Сергеем Репецким опоздали к отправлению. Было жутко обидно, ведь мы никогда не видели Токио. Расстроились: вдруг это единственный раз, когда мы могли бы побывать здесь? Тогда Сереже пришла идея позвонить своему другу-японцу. Они познакомились в Москве, когда тот был в командировке. Звали его Сато Си Сан. Договорившись о встрече, мы не решились ехать вдвоем – не знали ни слова даже по-английски. Разбудили Оксану, уговорили стать нашим переводчиком на эту ночь – у нее был хотя бы какой-то базовый уровень.
До центра города добирались на перекладных, взяв с собой все деньги, которые у нас были, – около 20 долларов. Сато Си Сан встретил нас на главной торговой улице. Он показал нам достопримечательности Токио, завел в маленькие сувенирные магазинчики вдали от туристических троп. Мы спустили там наши скромные сбережения на какие-то браслетики, вазы, свечи.
Уже когда мы распрощались с нашим экскурсоводом, выяснилось, что электричка в аэропорт больше не ходит, а денег на такси у нас нет. Ни одна попутка не останавливалась, водители только крутили пальцем у виска, когда мы пытались их тормозить. Оксана чуть ли не грудью преградила дорогу такси.
На ломаном английском вперемешку с русским она пыталась объяснить японцу, сидящему за рулем желтого авто, что нам нужно в район аэропорта, даже нарисовала ему на бумажке самолет и наш отель. После такого представления таксист не смог нам отказать. Сев в машину, мы поехали на поиски гостиницы. Лишь к пяти часам утра оказались на месте. Мертвецки бледный, в семейных трусах и одних носках, Анатолий Васильев ждал нас на входе. О нашем побеге он узнал от консьержа. Тот донес ему, что трое актеров из труппы самостоятельно ушли в город. Он уже успел обойти все номера, отправил на наши поиски секьюрити отеля и даже вызвал полицию. Счет за поездку составил 400 долларов. У нас не было денег, по тем временам мы таких сумм и в глаза-то не видели! Пока я и Сережка хватались за голову и думали, что делать, Оксана не растерялась.
Она вновь пришла к нам на помощь. Заявила: «Сейчас вернусь» – и отправилась по номерам. Сначала прошерстила своих – труппу, которая расселилась по разным этажам. У всех назанимала по копеечке, обещая, что в Москве с первой получки вернем. А потом нарисовала на бумажке один доллар и стала стучать с ней в номера. Просила чуть не плача и на языке жестов объясняла заспанным японским постояльцам, что ей очень нужны деньги. Анатолий Александрович, видя всю эту картину, сжалился над нами и дал львиную долю суммы – 300 долларов. Фандере к тому моменту с коллег и постояльцев удалось собрать еще сотню, и таким образом она выкупила нас из токийского плена. Оксану Васильев похвалил и отправил поспать несколько часов перед самолетом, а нам досталось по полной программе за такую поездку. Долетев до города Тояма, мы прибыли в Тогу, где провели целых две недели. Именно там мы с Фандерой впервые попробовали форель, которую японцы ловили руками и поливали каким-то соусом. Вкуснее рыбы больше никогда не ел. Саке лилась рекой, а мы втроем вспоминали нашу веселую поездку, смеясь и подкалывая друг друга. Приключения наши закончились только на границе с Россией, когда пограничники стали отнимать подаренную нам японцами бочку саке. Мол, не положено заморский алкоголь в страну ввозить. Тогда мы с Оксаной и Сережкой разыграли для них сценку прямо на таможне. Пограничники хохотали, а потом отвели нас в какую-то каморку и пообещали: «Заберете свою бочку, завернутую в газету, через час на служебном входе». И действительно отдали! А мы в долгу у них не остались – подарили им контрамарки на спектакль «Фьоренца».