В тексте обращения женщина называет писателя тираном. По словам Татьяны Успенской, родитель проявлял агрессию по отношению к жене, детям и внукам.
«Мой отец был домашним тираном. Поэтому считаю, что престижная премия в области детской литературы не может носить имя человека, который из года в год занимался домашним насилием. Неужели в нашей стране нет больше других достойных писателей, именем которых можно было назвать премию», — пишет Успенская.
Татьяна Эдуардовна признается, что ее отец был сторонником секты Виктора Столбуна. В 70-е этот псевдопедагог организовал что-то вроде школы-коммуны, в которую набирали трудных детей и перевоспитывали посредством тяжелого труда, буквально калеча подросткам психику. Попала туда и юная Таня.
«Моего мнения в 11 лет особо не спрашивали. Отправили и все. Детство было хорошее, но кончилось очень рано. Я была отцу не интересна. Точно так же, как и внуки. Мой сын, когда приезжал к деду, то чистил клетки и убирался. Он использовал его как прислугу», — вспоминает Татьяна.
Конечно, девушка постаралась как можно раньше покинуть дом отца: в 21 она вышла замуж и буквально сбежала. Однако до сих пор она вспоминает о том, как в 18 лет ходила в институт с опухшими глазами, а родитель ее избивал и выкидывал на улицу.
Успенский даже в преклонном возрасте сохранил строптивый нрав. Он постоянно с кем-то конфликтовал и судился: то с «Союзмультфильмом», то с мультипликатором Леонидом Шварцманом.
«Он все время был агрессивен, не мог расслабиться, может быть, от этого и пил. Я когда читаю о нем, то вся сжимаюсь, у меня начинают трястись руки, может температура подняться. То есть мне просто страшно», — отметила дочь писателя.
Детский писатель Валентин Постников поддержал инициативу Татьяны. Он знает, как Эдуард Николаевич обращался с дочерью. «Она много раз мне рассказывала, что отец издевался над ней все детство, голой на мороз выгонял. Она голодала, он ее без денег оставлял», — рассказал Постников.
По материалам «Собеседника» и «360tv»
Фото: Иванов Сергей/PhotoXPress.ru, личный архив, кадр программы «Пусть говорят»