Зрелые, закаленные опытом звезды могут противостоять нападкам хейтеров, а вот их дети становятся легкой мишенью для любителей порыться в чужом грязном белье. Прежде всего — публике интересно, как далеко яблочко упало от яблони, сможет ли ребенок кумира достичь хотя бы толики успеха родителя.
Если у мальчика или девочки нет явных талантов, дальше статуса «золотой молодежи» продвинуться будет трудно, а вот угодить в пучину пороков — проще простого. О том, почему родившимся с серебряной ложкой во рту не так уж и повезло, поговорим с гештальт-терапевтом Любовью Розенберг.
Зависимости и отчаяние
Евгений Кафельников выложил бывшей жене кругленькую сумму за возможность единолично воспитывать дочь, но на деле большую часть детства Алеся провела с бабушкой и дедушкой. У девочки были все условия для роскошной жизни, не хватало лишь взаимопонимания. «Мама с папой были заняты каждый своей жизнью. Наше общение сводилось к тому, что меня постоянно отчитывали», — описывала свою юность модель.
В школе у Алеси не было друзей, а в 16, решив стать моделью, она довела себя до критически низкого веса. Дальше случилась первая несчастная любовь, забыть которую девушка пыталась с помощью наркотиков. Поддержки папы она не ощущала и только злилась, когда тот просил лишний раз сдать анализы.
Переломный момент наступил, когда Алеся расстался с PHARAOH и едва не умерла из-за запрещенных веществ. Девушке диагностировали биполярное расстройство и психоз, и после реабилитации она смогла вернуться к здоровому образу жизни и выйти на подиум. «Сейчас с папой хорошие отношения, но пытаюсь держать дистанцию. Потому что как только впускаю папу в свою жизнь, мне становится больно, если он во мне разочаровывается, или когда говорит, что я делаю что-то не так. А мне нужно, чтобы меня постоянно поддерживали. Тогда мне хочется быть лучше», — говорила о своих опасениях модель.
Отношения Алеси с родителями потеплели, уже когда она сама стала матерью — в 2021-м модель подарила мужу дочку Киару.
Гораздо печальнее вышло с сыном Жерара Депардье. Гийому тоже уделяли в детстве мало внимания, мальчик рос непослушным, плохо учился, так что его выгоняли из школ. Подростком наследник актера увлекался наркотиками, воровал и не раз приговаривался к тюремным срокам. В середине 90-х парень получил серьезную травму колена, упав с мотоцикла, а в 2003-м решился на ампутацию ноги, так как мучился от невыносимых болей.
Гийом успел жениться, стать отцом и развестись, прежде чем на съемках в Бухаресте слег с пневмонией и умер от осложнений диабета и перитонита в 37.
Звездным родителям сложно уделять достаточно времени детям, отсюда и начинается отдаление и непонимание. Могли ли какие-то воспитательные меры изначально взрастить доверительные отношения между родственниками и уберечь наследников от пороков?
«Давайте попробуем разобраться… Скажем честно, что и далеко не звездные родители работают не меньше и также мало уделяют внимания своим детям. По этому критерию вряд ли получится понять, почему их дети так себя ведут.
А вот если взять успешность и популярность папы или мамы, то здесь и правда ребенок попадает в «прокрустово ложе», ведь перед ним, с одной стороны, как будто все двери открыты, но в то же время он обязан соответствовать своей фамилии и статусу родителей. От таких детей все ждут подтверждения уровня успеха. Как оценочный критерий, родственники часто ставят ребенку жесткие рамки из категории: «Всегда помни, чью фамилию ты носишь», «Ты не имеешь права, потому что ты наш/а сын/дочь», «Ты меня разочаровал/а» и т.д.», — пояснила Любовь Анатольевна.
Отсутствие у ребенка простого человеческого тепла от родителей и конкуренция со всем миром за внимание и любовь папы или мамы становятся большой психологической травмой.
«Вначале «звездный» ребенок обычно старается заслужить любовь близких через собственные успехи, достижения и послушание, но каждый раз понимает, что эта планка слишком высока для него. Никакие старания не могут приблизить его к родителям, дать ощущение равенства, принятия, внимания и любви. Ребенок окружен людьми, которые восхищаются его родителями, но не им.
Подрастая, такие дети очень быстро находят компании или увлечения, от которых получают суррогат чувств и эмоций, которые им необходимы. Поиск самоидентичности идет через разного рода девиации и пробу стимулирующих веществ, помогающих уйти от реальности», — подчеркнула гештальт-терапевт.
В примере дочери Кафельникова можно увидеть яркий симптом недолюбленности, которым является анорексия. «Алеся как бы хотела добиться успеха в моделинге, но на самом деле — желала, чтобы мама и папа, гордясь ею, просто полюбили ее и дали внимание через восхищение. Уход в наркотики после расставания с партнером тоже наглядный пример того, что Алеся искала в отношениях то, что не получила от родителей. Эта ретравматизация могла окончательно подкосить девушку и неудивительно, что ей были диагностированы серьезные расстройства психики.
Пример сына Жерара Депардье — Гийома тоже показателен. Подросток сразу ушел в девиантное поведение, чтобы привлечь внимание родителей. «Не любите меня хорошим, я заставлю вас дать мне столько внимания, сколько мне нужно», — таким бессознательным стимулом обусловлено данное поведение детей. К сожалению, химическая зависимость, возникая как некая поведенческая реакция на стресс, быстро становится болезнью, из которой выбраться окончательно практически невозможно. Такие люди навсегда остаются в зоне риска, как и их дети и даже внуки», — посетовала психолог.
Ранний уход
Старший сын Светланы Дружининой Анатолий Мукасей, судя по воспоминаниям друзей, был типичным представителем «золотой молодежи» — в меру талантливым, «хипповавшим», выпивавшим и не только. Разгульный образ жизни прервался со смертью товарища Николая Данелии: 28-летний тусовщик уехал в Псково-Печерский монастырь и отправился в паломничество.
Из своего путешествия Анатолий вернулся подавленным и депрессивным. Постепенно его связи с миром оборвались, и даже возлюбленная и маленький сын не могли спасти от отчаяния. По слухам, Мукасей покончил с собой, хотя в звездных кругах официальной стала версия о гибели в ДТП.
Анатолий слыл многообещающим художником, хоть и недоучкой, пробовался на роль гардемарина в фильме мамы, тусовался, выпивал и бунтовал. Вместо съемок в кино Мукасей предпочитал облачаться в пациента психбольницы и пугать народ в метро. Почему же в звездных семьях дети порой настолько не хотят идти путем родителей, что делают все вопреки себе во вред?
«История с Анатолием Мукасеем и аналогична истории Гийома Депардье, и имеет отличия. Скорее всего, смерть Николая Данелии воспринималась Анатолием не просто как смерть друга, а как потеря единственного по-настоящему близкого и родного человека. Он попытался найти утешение в религии, пробовал найти покой в семье, но не получилось.
Почему дети не идут по стопам звездных родителей? Да потому что каждому человеку нужно найти свой путь! Самоидентификация начинается в переходном возрасте и построена как раз на поиске своей уникальности, отдельности от родителей. Плюс — ребенок видит, каких усилий и жертв стоит успех мамы или папы, и вполне логично не готов потратить свою жизнь на это. Он хочет другую семью, другие отношения и не готов повторять семейный сценарий, который принес ему столько неприятных воспоминаний и дал мало любви и понимания», — отметила психолог проекта «Новые пацанки».
До 14 лет Алеся Кафельникова носила другую фамилию — так ее пытались уберечь от публичности. Как видим, это не спасло модель от скандалов и проблем. Но как насчет звезд, которые намеренно не «светят» детей в соцсетях? К примеру, Светлана Иванова не сторонница выставлять личное напоказ. «Я детей не прячу: мы ходим по магазинам, в кино, по улицам. Старшая сама не хочет, ей неприятно чрезмерное внимание. А маленькую я пока не могу спросить, хочет ли она являться частью моей медийной жизни», — откровенничала актриса.
Тенденция не показывать детей поклонникам набирает обороты, но гарантирует ли отсутствие излишнего внимания спокойную жизнь и снижение давления со стороны? Удачный ли это шаг звезд?
«Жизнь покажет, насколько удачным или неудачным было решение родителей прятать или наоборот выставлять напоказ своих детей. Однозначного ответа здесь нет, — пояснила Любовь Анатольевна. — Каждый человек уже рождается со своим характером и в процессе социализации лишь усиливает или корректирует то, что дано от природы. Кому-то с раннего детства хочется быть центром Вселенной, другой человек, даже с самыми известными родителями, не может выдержать столько внимания со стороны, для него это просто невыносимо. Все, что нужно знать даже самым звездным родителям — что их ребенок — отдельная личность со своими особенностями, желаниями и границами. Важно понимать, что гармония, это соразмерность, корректность и умеренность во всем».
Среди ряда негативных примеров можно найти и положительные: Кристина Орбакайте, хотя это было очень непросто, все же сумела стать самостоятельной творческой единицей рядом с мамой-легендой. В каких же случаях яблоко может откатиться недалеко от яблони?
«Помимо Кристины Орбакайте можно привести в пример династии Михалковых, Бондарчуков и других известных фамилий. Есть примеры, когда ребенок тоже становится актером, певцом, режиссером, но до этого обычно идет отрицание и только потом принятие выбора как собственного.
Проще говоря, в этом случае — ребенок не идет по стопам родителей, просто его выбор совпадает с тем, который когда-то сделали родители. Только так может реализоваться человек и достичь успеха. Никакие старания родителей протащить, продвинуть и поставить дите на подогретое местечко не увенчаются успехом. О таком человеке всегда будут говорить, что он чей-то сын или дочь. И это самая опасная ловушка, где нет тебя, а есть тень или копия, которая никогда не станет лучше оригинала. Именно поэтому жизнь звездных детей нельзя назвать счастливой, как может показаться на первый взгляд, — подытожила наш эксперт.