С 2015-го Селена Гомес страдала от приступов депрессии, но лишь в 2020-м ей диагностировали БАР. Певица испытала не отчаяние, а облегчение. «Когда я владею информацией, это действительно мне помогает, а не пугает меня, когда я не знаю, что происходит», — подчеркнула артистка.
По каким же признакам можно понять, что у вас, возможно, биполярное расстройство и пора обращаться к специалистам?
«Биполярное аффективное расстройство (БАР) или проще — биполярка — это диагноз, который ставит психиатр. С одной стороны, уже разработаны и определены конкретные признаки расстройства, с другой — диагностика сложная и иногда требует обследования в течение года и более. Первое, что следует знать — есть БАР первого и второго типа.
Симптоматика биполярного расстройства первого типа — более тяжелая по проявлениям и включает в себя этап тяжелой депрессии, до полной потери интереса к жизни, иногда даже с потерей функций речи; и следующий за этим этап маниакального психоза или гипермании, когда человек чувствует себя всемогущим и может совершать абсолютно неадекватные поступки, граничащие с преступлением. В этом случае не требуется каких-либо признаков, определяющих расстройство. Как правило, это видно всем окружающим и они способствуют (иногда почти насильно) обращению человека за медицинской помощью. Первый тип БАР требует обязательной госпитализации и длительного лечения.
БАР второго типа более «мягкий», но может быть более продолжительным по течению каждой фазы расстройства. Характеризуется также депрессией, после которой идет выход в гипоманию, где человек становится очень активным, пытается быть нужным и полезным на работе и дома, мало спит и чувствует прилив энергии. Не думаю, что следует ставить себе диагнозы самостоятельно, но поводом для обращения к врачу-психиатру может послужить несвойственная вам продолжительная апатия, отсутствие сна и аппетита, сменяющиеся на повышенную (тоже не практикуемую в обычной жизни) активность, уверенность в собственных сверхвозможностях, эйфория», — пояснила Любовь Анатольевна.
Юлия Ахмедова не скрывала от поклонников, что лежала в кризисном центре с нервным срывом, кроме того, комика из Воронежа не раз одолевали депрессия и апатия. Врачи поставили юмористке диагноз «биполярное расстройство» и выписали антидепрессанты на постоянной основе.
«Я была на дне, — откровенничала Юлия. — Попала в отделение для суицидников. У меня не было попытки, потому что когда у тебя сильная депрессия, то вообще нет энергии. Я могла не вставать неделями, чтобы просто почистить зубы... И когда ты в этом состоянии, ты не можешь покончить жизнь самоубийством, потому что это физическое и душевное усилие, на которое ты не способен. Но суицид был навязчивой идеей. Я пошла к психологу, и она меня сразу же в этот день отправила в больницу к знакомому психиатру. Это было так тяжело. Я начала думать: «Ну вот, я в психушке».
Отныне Ахмедова советовала всем своевременно обращаться к специалистам, чтобы не запускать болезнь. При этом Юля отмечала также, что именно БАР мешает ей найти подходящего партнера. Так, один бойфренд расстался с комиком, узнав о приеме ею антидепрессантов. Тяжелым вопросом для юмористки остается и создание семьи. «Часто думаю, а можно ли мне вообще иметь ребенка? То есть, когда наступит депрессия, я буду вот так лежать? А ребенку нужно внимание», — рассуждала телезвезда.
Действительно ли при БАР есть возможность нанести вред своему ребенку, если эпизод депрессии, когда невозможно даже встать с постели, выпадет на момент, когда никого нет рядом? Правильно ли ставить крест на личной жизни при таком расстройстве, или речь лишь о том, чтобы найти понимающего партнера и подходящие лекарства?
«Если биполярное расстройство диагностировано и человек принимает определенные препараты под наблюдением врача, то можно и не знать о его диагнозе, даже долго общаясь с ним, — уверена наш эксперт. — Здесь проблема в том, что если депрессию человек осознает и принимает таблетки, то упустив момент выхода в гипоманию или маниакальный психоз, уже очень трудно убедить человека корректировать препаратами свое поведение. На данный момент диагноз БАР ставится все чаще, и это следствие современной скорости жизни и количества стрессов плюс к тому, что биполярное расстройство имеет и эндогенные корни, то есть предрасположенность и наследование.
Люди с этим диагнозом активно живут, создают семьи, строят карьеру и более того — часто намного талантливее и успешнее других смертных. Не буду утверждать в процентном соотношении, но огромное количество произведений искусства и литературы мирового значения созданы на выходе из депрессии в манию. Не думаю, что диагноз БАР может быть веской причиной для отказа от отношений и создания семьи, хотя жить с такими людьми непросто. Но скажите — с кем легко?»
Гуфу диагностированное биполярное расстройство не помешало стать отцом, причем дважды – в браке с Айзой и Юлией Королевой. Правда, это никак не отменяет постоянных скандалов в жизни рэпера: разборки с бывшей женой, которая хочет лишить мужчину родительских прав, наркотические и алкогольные загулы, в свете чего Юлия едва не ушла от артиста с маленькой дочкой. В интервью Алексей Долматов признавался, что лежал в психиатрической клинике восемь раз, а сейчас не может оставаться один дома, так как это выводит из душевного равновесия.
Прямая ли зависимость между БАР у Гуфа и его тягой к наркотикам? Запрещенные вещества усугубили болезнь или наоборот — вялотекущая шизофрения и биполярка привели к вредным привычкам?
Канье Уэст сочинил песню, в которой рассказал о своем БАР, но долгое время казалось, что расстройство не мешает ему жить. Когда же Ким Кардашьян подала на развод, стало ясно, что постоянные перепады настроения мужа сделали ее несчастной, и бороться за счастье другого человека она устала.
Попытки вернуть жену не увенчались успехом, и в порыве депрессии Канье разрушил дом стоимостью почти 60 миллионов долларов. Ну а затем рэпер пустился во все тяжкие, закрутив роман сначала с Джулией Фокс, а затем с молодой моделью Чейни Джонс, очень похожей на Ким.
Что стоит знать людям, которые решились на отношения с партнерами с диагностированным БАР? Всем ли под силу преодолевать перепады настроения вторых половинок с расстройствами или смиряться с такими особенностями?
«Более склонны к созданию продолжительных отношений с партнерами, страдающими биполярным аффективным расстройством, люди, склонные к эмоциональной зависимости, жертвы и спасатели, видящие свою миссию в служении другим. Опять же не забывайте, что в жизни с „биполярщиками“ есть и много приятных моментов подъема энергии и обновления отношений. От этой непредсказуемости эмоциональных качелей можно очень устать, но можно привыкнуть и даже получать кайф от собственной значимости. И опять же — сколько ни говори и ни предупреждай, у каждого человека своя мера трудностей и представлений о счастье и несчастье. Да и „сердцу не прикажешь“… Поэтому остается только жить и не бояться. Все будет!» — резюмировала гештальт-терапевт.