Нина Шацкая, актриса, первая жена Валеряи Золотухина: Вообще, мы с Валерием Сергеевичем не общались уже лет 20 с момента нашего развода, однако последние три года (не включая 2013) Новый год мы встречали вместе. Это было единственное время, когда мы общались – эти несколько часов с 10 вечера до 5 утра. Началось это все так. Наш сын Денис сказал мне, что жена Золотухина Тамара хочет провести со мной праздник. Я сказала, что рада буду видеть у себя дома ее. Она пришла с Валерой. А Валере Денис сказал: «Мама хочет видеть тебя», и он пришел. С того момента появилась у нас традиция праздновать Новый год вместе. Причем, в другое время мы реально не общались. В последний год , когда мы виделись, Валерий не хотел даже уходить от меня. Сидел и говорил: «Все, Нина, я останусь». Пока уже Тамара не начала собираться и я не сказала: «Валер, жена тебя ждет», и он пошел к двери собираться.
Александр Цурхан, актер, коллега по театру на Таганке: Помню, как-то Золотухин мне сказал: «Сань, какие бы ни были у тебя в жизни удачи и неудачи, я тебя люблю любым. Всегда!». Он вообще был для меня наставником. Когда я студентом нищенствовал, он одалживал мне денег. Бывало, увидит, что я голодный сижу – даст денег. Я постоянно ходил у него в должниках…как и добрая половина нашего курса. Он понимал студентов и всегда всем помогал. Конечно, мы просрочивали частенько. Как-то раз я очень долго не отдавал, а к нему не подходил – стыдно было. Он сам меня нашел: «Сань, слушай, ты если не можешь сейчас отдать – ничего страшного, я же все понимаю. Просто на будущее: подойди и скажи, как мужик. Это честно». С тех пор я жил по этому его правилу.
Людмила Гладунко, актриса, вместе с Золотухиным снималась в фильме «Единственная»: С Валерием Сергеевичем мы вместе снимались в фильме «Единственная» в 70-е годы. В Ленинград, где проходили съемки, всегда ездили поездом «Красная стрела». И у Валеры была просто феноменальная способность опаздывать. Сижу я в купе – когда одна, когда с Леной Прокловой, все пассажиры тоже уже на местах, а Валеры все нет. Я безумно нервничала. Места себе не нахожу, бегаю, ищу его – вдруг вагон перепутал… Поезд трогается и тут в проеме двери – нога Валеры. «Успел!» - улыбается.
В фильме у нас с ним была постельная сцена – со слезами, я должна была плакать. Никогда не забуду: лежим мы на всеобщем обозрении в кровати. Я пытаюсь сосредоточиться – надо сыграть серьезно. А Валера меня то ущипнет, то ногой пихнет под одеялом. Шутник он был тот еще.
А во время экспедиции в Запорожье Валеру ограбили – залезли в его гостиничный номер, пока мы гуляли по магазинам. Украли все деньги. Он тогда переживал: «Вот надо было приехать в Запорожье, чтобы не приобрести, а лишиться!» В отеле подняли шум, вызвали милицию, весть о том, что ограбили Золотухина, по всей округе разнеслась в два счета. И на следующий день все деньги и прочие ценности ему вернули. Воры передали все через своих друзей с извинениями. И даже объяснили, мол артистов они не грабят, потому что и себя считают – артистами!
Валентин Мельник, актер, работал вместе с Валием Золотухиным над постановкой «Собачье сердце» Мы познакомились во время работы над спектаклем «Собачье сердце» - Валерий Сергеевич его ставил, потом мы вместе играли в нем. Первое, на что я обратил внимание: он всегда все записывал, вел свой дневник. А еще - писал мемуары, уже 40 лет как. У него уже 90 тетрадей написано. Часто бывало, что он перед спектаклями в разных городах, за час выходил в фойе, раскладывал на столике свои книги и сам же их и продавал, как он говорил «торговал своим прошлым». Стоили они около 300 рублей, часть денег Валерий Сергеевич передавал на строительство Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быстрый Исток Алтайского края.
Еще Золотухин строго соблюдал диету. Как-то года три назад нас остановили на таможне по пути в Белоруссию. И таможенники не хотели его отпускать, пока без фотографии, для которой притащили откуда-то, видимо, конфискованную связку вяленой рыбы и водку. Но посколькук Валерий Сергеевич такое не ел и не пил, пришлось вернуть все обратно офицерам. Его пытались сбить с диетического пути – постоянно дарили вино, рыбу, всякие вкусности в разных городах. Но он стойко держался. Я, когда мы первый раз поехали на гастроли лет 5 назад, был очень удивлен, когда утром зашел к нему зачем-то, и застал стоящим на голове! Оказывается, это была его привычная зарядка по утрам.