На театральных подмостках в последнее время скандал за скандалом. Вот и МХТ имени Чехова в преддверии старта нового сезона отметился: пару дней назад Константин Богомолов пожаловался на снятие своих постановок из репертуара. «Идеальный муж» и «Карамазовы» с аншлагами шли с 2013 года, актеров, задействованных в них, даже не предупредили, что в сентябре они сыграют их в последний раз.
«Дело не в спектаклях, не в личностях, а в жизнедеятельности театра, — объяснил сегодня на сборе труппы худрук Сергей Женовач. — Как только выпускается премьера, одна или две старых постановки, которые играются по 8-10 лет, должны уйти, это естественный процесс. Здесь много факторов — возраст артистов, количество приглашенных... Когда Константин Юрьевич пришел в театр на Малой Бронной, он вообще оставил там около пяти работ. «Идеальный муж» и «Карамазовы» хорошие, они вошли в историю театра, но это жизнь. Тут есть и мои постановки, которые, я бы хотел, чтобы тоже остановились. Время меняется, я уже другой, иначе сделал бы эти пьесы».
Что касается новинок, Сергей Васильевич озвучил внушительный список — там и мюзикл «Сверхновый человек, или второе пришествие Гагарина», и бессмертная классика в виде «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана и «Адама и Евы» Михаила Булгакова, и совершенно неожиданные коллаборации.
«Мне написал письмо известный американский драматург Ричард Нельсон. Он написал «Разговоры актеров труппы МХТ во время гастролей в Чикаго, штат Иллинойс, в 1923 году», — рассказал Женовач. — В 2023 году будет столетие с момента этих легендарных гастролей, тогда решалась судьба: оставаться в Америке или возвращаться. Я прочел эту пьесу, на мой взгляд, она замечательная. Продюсер Дэвид Биндер предлагает устроить премьеру в «Международном центре театра, музыки и кино», где и гастролировала тогда труппа Станиславского. Надеюсь, это все состоится, хоть времена сейчас, конечно, сложные».
Словам Сергея Васильевича внимали десятки актеров и сотрудников МХТ — среди них Паулина Андреева, Филипп Янковский, Игорь Верник, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Павел Табаков, Ирина Пегова, Евгения Добровольская и многие другие. После полуторалетнего перерыва, связанного с пандемией, появилась в родных стенах и Ирина Мирошниченко, которую собравшиеся встретили настоящей овацией.
«Поначалу я все боялась, как послушный ответственный человек: мне говорят «нельзя», — сижу жду, — призналась Ирина Петровна, которая недавно тяжело переболела коронавирусом. — Полтора года не играла и сейчас смотрю на этот зал, на эти кресла — очень хочу выйти на сцену. В больнице в «красной зоне» все врачи в один голос твердят, что нужно прививаться. Я сделала первый компонент, а второй не успела. Не хочу говорить о том, как перенесла — потому что сразу начнутся слезы, потечет тушь. А я что, зря все это мазала! Никому не пожелаю эту напасть пережить».
Мирошниченко очень тосковала по профессии и сейчас готова рассмотреть любые предложения, чтобы поскорее окунуться в работу. Многое переосмыслила за то время, что была не у дел.
«Нужно было остановиться, подумать. Я больше, наверно, собирала силы, аккумулировала энергию, — продолжает Ирина Петровна. — В какой-то момент зациклилась на себе, на своем прошлом, на своих ощущениях. Я увидела трудную жизнь, увидела большое количество людей, которые страдают. И вдруг так больно ощутила смерть наших коллег. Только, казалось, они были все с нами. Помню, я пришла сюда, в МХТ, девочкой: в первых рядах сидели 30-33 фамилии, которые теперь висят в портретном фойе — старики Художественного театра. Когда мы их хоронили, мне казалось это более естественно, ведь люди все-таки пожилые, в почтенном возрасте. А когда уходят твои коллеги и друзья, однокашники, ты не понимаешь, почему так несправедливо быстро, почему так мучительно. Это ужасная смерть — при ковиде».
На импровизированной пресс-конференции после официальной части худрук МХТ затронул также тему недавних скандальных сокращений в Ермоловском театре. Там уволили порядка двух десятков артистов, которые в последнее время были не задействованы в постановках.
«Многим кажется, что актер, который много лет проработал в театре, становится его частью. На мой взгляд — это глубокое заблуждение. Мы все сейчас живем в контрактной системе. Не будет развития, если человек несколько сезонов не выходит на сцену. Не надо относиться трагически, драматически, это естественный процесс не только в нашей сфере, но и везде. Как в футболе — меняются тренеры, игроки. А мыслящие иначе просто идут на поводу у каких-то стереотипов, какого-то, простите, совка. Кто же откажется от хорошего артиста, от того, с кем рвутся работать режиссеры? Да, конечно, решение принимает худрук, он несет ответственность. И мы за каждого искренне болеем», — заключил Женовач.
Фото: АГН Москва, Ольга Плетенева