Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Полный текст открытого письма Сергея Гармаша

Накануне стало известно, что Сергей Гармаш покидает «Современник». Актеры сообщили, что он прислал в общий чат открытое письмо, где высказал свое недовольство новой политикой театра и его руководителями.

1 августа 2020 10:00016 655
Полный текст открытого письма Сергея Гармаша
Сергей Гармаш

Коллеги тяжело восприняли решение 61-летнего Сергея Гармаша — для многих это стало неожиданностью. Ранее в Сети появились лишь цитаты из этого письма, а затем ректор ГИТИСа Григорий Заславский опубликовал полный текст письма.

«Дорогие мои! Мне тяжело далось решение уйти из театра. Я прожил здесь счастливых 36 лет. Это мой дом, оставлять который для меня тяжело и больно.

Но, осознав и увидев то, куда направлен вектор развития театра, я понял, что должен это сделать. Вернее сказать, я пытался развернуть движение этого вектора. Пытался достучаться до властей в разных кабинетах. Считал это своим долгом по отношению к нашему общему делу, к памяти Галины Борисовны, к тому, к чему она нас призывала, говоря «не позвольте сделать из театра модное место». Делал это открыто, но услышан не был.

Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова. Катастрофичным для будущего театра. Оно было принято подковерно, еще при жизни Г.Б. Подписано буквально на крышке гроба. Это сделали московские власти.
Полный текст открытого письма Сергея Гармаша
Гармаш всегда пользовался авторитетом у коллег

Видимо, чего-то боялись. Возможно, даже слухов о том, что я претендую на роль худрука. Говорю вам ответственно: это не так. Я видел будущее «Современника» в коллегии, как это было в течение двух лет после ухода Ефремова. Эта коллегия за три-пять лет точно нашла бы того, кто мог возглавить этот театр. И, по моему мнению, это должен быть молодой режиссер, 40-летний человек.

Но случилось то, что случилось. Новый худрук согласился с этим варварским назначением, не остановил его, не попросил приостановить хотя бы до 40 дней. Дальше мы прослушали клятвы в верности «Современнику», которые, как показали эти полгода, сильно разошлись с делом. Кабинет Волчек был разрушен мгновенно.

Выпущены Диалоги, посвященные юбилею Победы, часть высказываний прозвучавших внутри них я иначе как кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу. Потому что Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, моя литература, на которой вырос и моя память. Это является святым и неприкосновенным — вспомните, с чего начинался «Современник», с «Вечно живых». Молодых артистов подтолкнул к этому худрук, а потом и отредактировал снятое. Их обнародовали от лица театра. А когда часть из вас возмутилась, вам просто закрыли рот, апеллируя к каким-то мнениям, внутри которых как аргумент были и суждения чиновников, осуществивших назначение. Нам всем еще сказали: дескать, кто бы что ни думал, я сделаю из этого спектакль.

Вы сами знаете, на сегодняшний день ситуация внутри труппы чудовищная. На лицо очевидный раскол, чего не было здесь никогда. И как выходить вместе на сцену и играть спектакль, представить сложно. И за этот раскол личную ответственность, с моей точки зрения, несет худрук.
Полный текст открытого письма Сергея Гармаша
Галина Волчек была руководителем «Современника»

Волчек пользовалась безусловным авторитетом в театре. И он был не искусственным, а заслуженным делом. Но она никогда не игнорировала мнение других людей, хоть бывало, что они высказывались и в резкой форме. Вы это знаете прекрасно. Сейчас на место авторитету пришел тоталитаризм: мнения могут быть разными, но правильное одно — мое. И это декларирует человек, еще ничего не сделавший в театр. Вернее, сделавший уже очень многое для его развала и уничтожения.

Идет расправа над людьми, прекрасными профессионалами, отдавшими театру десятилетия жизни. А вместо уволенной Саши Толубеевой на работу принимается собственная дочь.

Наследство Галины Волчек оценили в 50 миллионов рублей

Впереди снятие успешных и конкурентоспособных спектаклей, тем самым артисты, занятые в них, лишаются заработка, а зрители любимых спектаклей. А что взамен? Собственные спектакли, сделанные со студентами, жизнеспособность которых не проверена на зрителе. Ярчайший тому пример: убран из репертуара «Шагает солнце по бульварам» — спектакль, посвящённый памяти основателей театра. Вместо него студенческая «Оттепель».

В репертуар принимаются названия, даже не прошедшие обсуждения на труппе. Я не буду продолжать перечислять всю череду чудовищных и безнравственных с моей точки зрения поступков. Для себя я принял решение, что дальше принимать в этом участие не могу.

Выходить на сцену в своих спектаклях, играть их как ни в чем не бывало и при этом видеть, как рушится дом, уничтожается великое дело, выше моих сил. Я ухожу. Чувствуя ответственность перед зрителем, доиграю объявленные в сентябре спектакли, и ухожу. Не могу поступить иначе, потому что помню все, что сказал у гроба Волчек. И если не могу это подтвердить и осуществить, я ухожу.
Полный текст открытого письма Сергея Гармаша
Труппа театра

Спасибо за счастье выходить вместе на сцену, за радость взаимного творчества, за тепло и понимание, которое получал от вас всегда. Ваш Гармаш», — говорится в письме.

Отметим, что после смерти Волчек СМИ активно писали о том, что Гармаш займет ее место. Правда, сама Галина Борисовна, отвечая на этот вопрос незадолго до смерти, говорила, что это не так и «преемника» она еще не нашла. Новым главой театра стал Виктор Рыжаков, хотя не все члены труппы одобрили это назначение.

Сергей Леонидович пришел в театр «Современник» после окончания актерского факультета МХАТ. За эти годы он стал одним из ведущих артистов «Современника», а также значимой фигурой в российской культуре.

Фото: Legion-Media

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения