28 июля Марианне Вертинской исполнилось 76 лет, и все эти годы она неизменно слышит вопросы о сестре. Когда в семье певца и актрисы родились две дочери, вряд ли кто-то мог предположить, что девочкам суждено стать звездами советского кино. Анастасия прославилась еще в юном возрасте, а Марианне дольше пришлось ждать звездного часа.
В ее жизни были громкие романы с Андреем Кончаловским и Борисом Хмельницким, яркие роли, периоды забвения. Однако чаще всего Марианну Александровну сравнивали с сестрой, что со временем стало вызывать раздражение.
Крошка Биби
Марианна появилась на свет в 1943 году в Шанхае, где ее родители жили в эмиграции. Александр Вертинский тогда считался одним из лучших шансонье мира, а его супруга Лидия Владимировна была увлечена изобразительным искусством и актерством. Именно мать первой привила детям любовь к театру.
Через год в семье родилась еще одна дочь, которую назвали Настей. Уже позднее младшая наследница Вертинских рассказывала, что даже имя было для нее предметом зависти сестре. «Папа считал именно Машу, а не меня, похожей на его мать. Да еще и назвал старшую дочь так красиво — Марианна. Оказывается, мама была под таким впечатлением от голливудского фильма «Робин Гуд», что выбрала первой дочке имя любимой девушки героя. А меня наградила таким жутким именем! В нашей школе все нянечки, как назло, были Настями. Папа придумывал нам прозвища: Машу называл Биби, а меня Воробушкин-Голубчиков», — рассказывала Анастасия.
В детстве девочки требовали, чтобы им делали одинаковые подарки. Однажды отец преподнес старшей дочери куклу в розовом платье, а младшей такую же, но в голубом наряде. После этого Анастасия не разговаривала с папой две недели, считая, что он любит Марианну больше.
Несмотря на постоянные ссоры и даже драки, сестры были очень близки. Чтобы не разрушать эту связь, родители отдали Анастасию в школу годом раньше, поэтому девочки некоторое время учились вместе.
Соперничество между сестрами на время ослабло, когда Марианне исполнилось 13 лет: в мае 1957-го из жизни ушел Александр Вертинский. После смерти отца семье пришлось сплотиться. Их прежняя роскошная жизнь сошла на нет. Позднее Анастасия рассказывала, что мать работала сутками напролет, чтобы содержать детей, а они с сестрой рано начали играть в кино.
Тогда Марианна Вертинская еще не знала, что впереди ее ждут годы актерских поисков на фоне головокружительных успехов сестры.
Первые шаги в профессии
Еще в начале 60-х Марианна Александровна поступила в училище имени Щукина. Несмотря на то, что тогда преподаватели были против ранних творческих дебютов студентов, Вертинская играла и на сцене театра Вахтангова, и в кино.
Ее первым по-настоящему серьезным опытом в профессии стала работа в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича». Картина была хорошо принята критиками, а Марианна Александровна узнала, что такое успех. Однако ее популярность тогда не шла и в сравнение с востребованностью сестры. После ролей в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия» Анастасия Вертинская стала одной из главных звезд советского кино. Родственниц то и дело сравнивали критики, а поклонники регулярно распускали слухи о вражде талантливых артисток.
Марианна Александровна признавалась, что им с сестрой всегда было сложно находиться рядом. Из-за абсолютно разных характеров они часто конфликтовали и не разговаривали друг с другом месяцами.
Вплоть до начала 70-х Марианна Александровна много играла в кино. «Семь невест ефрейтора Збруева», «Денискины рассказы» и «Город мастеров» — вот краткий список лент, в которых тогда была задействована Вертинская. И все же актриса никак не могла достичь той популярности, которую имела ее сестра.
После ролей Анастасии в «Анне Карениной» и «Войне и мир» стало очевидно, что актриса обладает не только привлекательной внешностью, но и огромным творческим потенциалом.
Единственное, в чем сестры были равны — так это в востребованности у противоположного пола. Вертинские встречались с известными режиссерами и актерами, но обрести личное счастье так и не смогли.
Громкие романы
Первый серьезный роман у Марианны Александровны случился с Андреем Кончаловским. Позднее актриса рассказывала, что это были страстные отношения, в которых находилось место и для громких ссор, и для бурных примирений. По иронии судьбы примерно в тот же период Анастасия Вертинская вышла замуж за Никиту Михалкова. Так два брата неожиданно оказались покорены знаменитыми сестрами.
По словам Марианны Александровны, Кончаловский был от нее без ума. Он готов был даже мириться с отсутствием интимной близости, ведь у его избранницы имелась психологическая травма.
В отличие от родственницы Марианна Александровна так и не вышла замуж за представителя известной фамилии. Вскоре у нее случился короткий роман с еще одним именитым режиссером — Андреем Тарковским. По словам Вертинской, тот настойчиво ухаживал за ней, предлагал роли в фильмах «Андрей Рублев» и «Иваново детство». Актриса долго держала оборону, но в итоге сдалась.
«Если у Тарковского были какие-то взаимоотношения с женщиной, то он, как человек чести, считал своим долгом жениться. Выходить за Андрея мне казалось настоящим безумием. Когда он все-таки сделал предложение, я ответила решительным «нет». Ему нужна была совершенно другая женщина. А из меня какая, к чертовой матери, жена? Спустя некоторое время Андрей женился, а мы остались друзьями», — рассказывала Марианна.
В 1967 году Марианна Александровна все-таки попробовала создать семью. После очередного громкого романа со Львом Збарским актриса вышла замуж за его приятеля, архитектора Илью Былинкина. Вскоре на свет появилась дочь Александра. Вертинской приходилось самой обеспечивать ребенка, ведь супруг еще учился в аспирантуре и не зарабатывал больших денег.
Когда же дочери было всего четыре года, артистка в очередной раз влюбилась. Теперь все ее мысли занимал оператор Георгий Рерберг. «Муж пытался меня остановить, но я решила, что это любовь. Хорошего вышло мало: Гоша ревновал меня страшно, ему повсюду мерещились измены. К тому же он крепко выпивал. А выпив, начинал меня лупить», — признавалась Вертинская-старшая.
От рукоприкладства актрису спас Борис Хмельницкий. Забота артиста привела к тому, что пара поженилась. Вскоре на свет появилась дочь Дарья. Но и этот брак обернулся скорым разводом. В дальнейшем Вертинская признавалась, что причиной для расставания стали придирки матери Хмельницкого. И все же она жалела, что не сохранила отношения с добрым и порядочным избранником.
Дольше всего просуществовал третий брак артистки с бизнесменом Зораном Казимировичем. Влюбленные строили совместные планы на будущее, но однажды избранник Вертинской решил уехать в Прагу. Несмотря на сильные чувства, актриса не последовала за мужем, и отношения вскоре сошли на нет.
В тот период Вертинская уже почти не играла в кино. С 1980-го по 2000-й годы она исполнила всего четыре роли. Понимая, что время беззаботной молодости осталось в прошлом, Марианна Александровна решила уйти в тень. Удивительным образом судьбы сестер совпали и в этот раз: после нескольких появлений на экране Анастасия Вертинская тоже исчезла из профессии в начале нового века.
Современность
Сейчас сестры Вертинские редко выходят в свет. И если Анастасия Александровна практически не дает интервью, то ее родственница куда охотнее общается с представителями СМИ.
Марианна Александровна неоднократно признавалась, что ее устраивает спокойная старость. В 2005-м она навсегда покинула труппу театра Вахтангова, а в 2007-м сыграла последнюю на данный момент роль в кино. Свободное время Вертинская предпочитает тратить на общение с близкими.
Еще одна страсть Вертинской — путешествия. Звезда советских фильмов часто приезжает в дом дочери в Италии, а оттуда отправляется по небольшим городам на автомобиле. «Я не могу просто сидеть на пляже. Мне нравится изучать, посещать выставки, пробовать кухню разных регионов. Я все это обожаю. Для кого-то счастье — это телевизор, диван и муж рядом. У меня есть и телевизор, и диван, но я стремлюсь к другому», — подчеркивала актриса.
О прежнем соперничестве с сестрой речи уже давно не идет. Родственницы поддерживают связь друг с другом, хотя и серьезные ссоры между ними случаются. Марианна Вертинская уверена, что истинное счастье она познала еще в 60-е, в то самое время, когда была любима мужчинами и зрителями.
По материалам «7 дней», «Караван историй»
Фото: Legion-Media, кадр из фильма «Человек-амфибия» режиссеров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского, Екатерина Цветкова / PhotoXPress.ru, PhotoXPress.ru, кадр из программы «Наедине со всеми» Первого канала