Сегодня, 12 марта, на Первом канале стартует показ нового сериала Тимура Алпатова «Золотая орда». Сюжет разворачивается в конце 13 века, когда Древняя Русь была под игом монголо-татар. Посланник Золотой Орды Тенгри-Темир приезжает во Владимир, чтобы забрать 30 тысяч воинов. Однако когда он видит жену князя Бориса Устинью, то готов согласиться на меньшее количество людей, если девушка уедет с ним.
В свою очередь, Тенгри-Темир «дарит» князю Наргиз. Великий Князь Ярослав поставлен перед выбором – принять любовь юной красавицы или оставить ее ради престола, ведь его народ Наргиз не принимает.
В то же время хан Орды Берке отчаянно мечтает о наследнике. Он берет в качестве третьей жены 16-летнюю Айжан. Однако вместе с Тенгри-Темиром приезжает юный художник Николка, который готов бороться за девушку.
Режиссер и продюсеры не претендуют на историческую подлинность картины – для них было важно показать человеческие чувства в непростых жизненных обстоятельствах. Несмотря на то, что создатели многосерийки консультировались с историками, они сделали образы героев собирательными.
«Изначально я боялся исторических несоответствий. Поэтому при подготовке мы привлекли трех исторических консультантов. Все они говорили абсолютно разные вещи, каждый вел в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими, или, наоборот, такими. Как было на самом деле – не поймешь, - рассказал Тимур Алпатов. - На четвертый месяц работы над материалом, читая разного рода литературу, слушая консультантов, я четко понял, что правду мы не найдем. Именно потому было решено не гнаться за историческими соответствиями и снимать историческое фэнтези, где все условно. По жанру «Золотая Орда» – приключенческая мелодрама. Замечу, что историческая достоверность для нас была важна в другом – в костюмах, в реквизите, в декорациях. Все постройки, что русичей, что монгол, созданы в соответствии с эпохой».
В кастинге участвовали более двух тысяч актеров. Тимур Алпатов признался, что после прочтения сценария видел в качестве главных героев Юлию Пересильд, Сергея Пускепалиса, Артема Алексеева, Ларису Домаскину. Однако наибольшая сложность появилась при выборе актеров на ордынскую часть. Отбор длился пять месяцев – команда искала подходящих артистов в Казахстане, Татарстане, Башкирии, Калмыкии, Таджикистане, Узбекистане.
Юлия Пересильд призналась, что ей было непросто перевоплотиться и прочувствовать характер своей героини. Она долго работала над ролью, чтобы донести до зрителей именно то, что предполагали создатели картины.
«Устинья не остановится ни перед чем ради власти, если нужно убить ребенка – пойдет на это. Важно, что на Руси она – нереализованная женщина, была отдана замуж за человека, которого не любит. И эта нелюбовь в ней взрастила сильнейшие лидерские качества. У нее серьезные амбиции для захвата престола и управления большим количеством людей. Главное, у нее есть к этому способности! Сначала она, манипулируя мужем, расставляет шахматные фигурки на Руси, но ее там полностью уничтожают, сжигают до пепла, отправляя против ее воли в Орду. Однако она умудряется восстать из пепла уже там и постепенно начинает устанавливать свои законы. Даже когда ее травят, она все равно выживает. Она как кошка, у которой много жизней. Непотопляемая», - именно так охарактеризовала Юлия свою героиню.
Съемки проходили в Москве и Подмосковье, в Крыму и Белогорске, в Карадагском пригородном заповеднике, где была выстроена декорация ставки Великого хана. Площадь декорации города Владимир составляла 5 тысяч квадратных метров. Съемки проходили в экстремальных для актеров условиях – из-за того, что локацию на полуострове утверждали весной, никто не знал, что осенью поднимаются сильные ветра.
Также во время съемок было много непредсказуемых факторов, с которыми приходилось справляться прямо на площадке. Режиссер рассказал, что даже переживал за жизнь актеров и всей группы. «В фильме много конных сцен, и так плотно с конями я работал впервые. Оказалось, что это очень пугливые животные: боятся хлопушки, фильтров для света, камеру. Поэтому у нас была разработана целая система для их съемок. А еще я не знал о сложных взаимоотношениях коней и верблюдов. Мы снимали караван монголов, которые возвращаются к хану. Для красоты кадра я решил поставить в него двух верблюдов. И на площадке с удивлением выяснил, что, оказывается, лошади так их боятся, что разбегаются в разные стороны! Поэтому верблюдов мы «спрятали», поставив в конце каравана, подальше от лошадиных взглядов. И все же один конь, запряженный телегой, увидел верблюда, растолкал телегу и понесся на людей – еле остановили», - признался Алпатов.
Актерам тоже пришлось немало постараться, чтобы перевоплотиться в героев Средневековья. Они были вынуждены тренироваться перед съемками некоторых сцен.