Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Синий иней» и «Старый клен»: судьбы участников советских ВИА

В 70-х годах в Советском Союзе был расцвет вокально-инструментальных ансамблей, исполняющих популярные композиции. Современные критики говорят, что та музыка была на высоком уровне и вполне могла соперничать с западными аналогами.

22 февраля 2020 18:30137 845
«Синий иней» и «Старый клен»: судьбы участников советских ВИА
Солистка ВИА «Здравствуй, песня» Галина Шевелева

Например, не многие знают, что знаменитый хит «Синий иней» на самом деле исполняла певица Онита Бун, и в оригинале он назывался One way ticket. В 70-х годах композицию перепел Валерий Ступаченко, один из лидеров легендарного ансамбля «Поющие гитары». Музыкант знал о том, что песня прошла сложный путь — ее не приняли в Америке, затем перепели в Англии, а авторство ошибочно приписывали знаменитой группе Boney M. Но в его исполнении она обрела новое дыхание, а затем стала одним из символов Олимпиады в Москве, где ее активно исполнял коллектив «Здравствуй, песня», солисткой которого была Галина Шевелева.

Певице предрекали большое будущее, и она активно выступала в ВИА, но в 90-х наступил политический кризис — она осталась без работы. Как рассказывают друзья знаменитости, когда ее супруг уехал на гастроли, то в дом пришел молодой любовник, который в порыве гнева ударил женщину магнитофоном по голове. Три дня она пролежала без сознания в своей квартире — эксперты говорят, что ее можно было бы спасти, если бы кто-то пришел в дом.

А вот Валерия Ступаченко хорошо знают петербургские зрители, ведь он до сих пор выступает со своей группой, правда, уже без ВИА «Поющие гитары», которые отделились несколько лет назад и гастролируют отдельно.

Богатая биография ждала и Михаила Шуфутинского, который одно время руководил ВИА «Лейся, песня» — уже на старых советских фотографиях его можно узнать по густой бороде. Сам Михаил Захарович шутит, что в те времена в таком виде могли появляться только Маркс, Энгельс и Ленин, поэтому его мало показывали по телевидению. Больше того, многие приписывали создание «Лейся, песня» Вячеславу Добрынину, который написал для них несколько хитов. Даже знаменитая певица Анна Герман в одном из интервью называла его художественным руководителем.

«Я счастлив вспоминать то время, когда ни один ВИА не был похож на другой и все создавали свою музыку. В сегодняшнее время такого нет и все похожи друг на друга», — признается Михаил Захарович.
«Синий иней» и «Старый клен»: судьбы участников советских ВИА
Михаил Шуфутинский крайний справа

В студии программы «Привет, Андрей», музыканты вспомнили и Людмилу Барыкину, которую называли секс-символом советской эстрады. Много лет назад ее открыл Давид Тухманов, привлекший к записи концептуального альбома «По волнам моей памяти», а затем певица стала солисткой ВИА «Веселые ребята». Четыре года она выступала в составе коллектива, но затем поругалась с его руководителем и ушла из профессии.

«Кто-то хранит обиду, кто-то не может с ней расстаться. Люда накопила обиды и решила закончить выступления — она всегда была неприступной, принципиальной и не хотела петь то, что надо», — вспоминает Ирина Понаровская.

Где сейчас Барыкина и чем заниматься никто не знает, хотя артисты пытались с ней связаться несколько раз, как и с Валентином Дьяконовым , которого в 70-е называли голливудским красавцем. Молодой певец был одним из лидеров ВИА «Самоцветы» и исполнил легендарную «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз». Поклонницы буквально осаждали музыканта, а он был тихим и скромным юношей, который больше любил музыкальные инструменты и различные примочки к ним.

После ссоры с руководителем «Самоцветов» Юрием Маликовым, Дьяконов перешел в ВИА «Пламя» и продолжал гастролировать по стране, после чего ушел в сольное творчество. В середине 90-х музыкант пропал из поля зрения. Есть слухи, что в 2003 году у него была серьезная травма, но никто не может этого подтвердить или опровергнуть.

Коллега Дьяконова по ВИА «Пламя» Ирина Шачнева признается, что переход из «Самоцветов» в ВИА «Пламя» все дался нелегко, но со временем они смогли доказать свою состоятельность и независимость. А вот мифы о баснословных гонорарах советских артистов она развенчала.

«Чтобы зарабатывать деньги, нужно было выступать по 3-4 раза в день — естественно, все без фонограммы. Иногда даже по семь раз приходилось петь. Если же ты давал один концерт в день, то ничего не зарабатывал», — призналась артистка.

В студии музыканты вспомнили и о певце Сергее Дроздове, который был солистом ВИА «Синяя птица» и исполнил легендарные композиции «Старый клен» и «Так вот, какая ты, а я дарил цветы». Артист был популярен до начала 90-х, а потом из-за нехватки денег устроился на работу в МВД. Вячеслав Малежик, приехавший в 96-м году в Тамбов, вспоминает: «Я одну вещь могу занести себе в актив: во время концерта позвал на сцену Сережу, дал ему в руки гитару и попросил спеть. Ему так аплодировали, что он решил вернуться».

Но денег выступления приносили мало, а авторские отчисления составляли лишь 1200 рублей за два месяца. Поэтому, когда у него обнаружили опухоль в легком, он продолжал выступать, чтобы хоть как-то содержать семью. В 2012 году Дроздова не стало, а похоронить его помогли коллеги-музыканты.

Фото: кадры из программы «Привет, Андрей»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения