«Союз Спасения» — фильм о восстании декабристов, одном из наиболее драматичных событий в истории России. Раздираемые внутренними противоречиями офицеры принимают решение перейти от слов к делу и совершить грандиозный переворот во имя своих романтических идеалов. На кону — честь мундира и судьба великой империи.
Их путь завершится 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 3000 мятежников сойдутся в длительном противостоянии с превосходящими правительственными войсками. К ночи Николай I прикажет расстрелять восставших картечью из пушек. Многие погибнут в результате неудавшегося переворота. Пять заговорщиков — Сергей Муравьев-Апостол, Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский — будут приговорены к повешению.
«Давайте честно — на вопрос, что вы знаете о декабристах, обычно получаешь такой набор: Сенатская площадь, убили какого-то генерала; кажется, Рылеев — какой-то поэт, правда, не читал; да здравствует Конституция, звезда пленительного счастья, не обещайте деве юной, кого-то там повесили, Пестель, разбудили Герцена, во глубине сибирских руд, жены декабристов, в общем, всех сослали на каторгу, кажется, на всю жизнь, — говорит продюсер Константин Эрнст. — Таким образом, если вы не закончили истфак, этот винегрет навсегда застыл у вас в голове. В какой-то момент стало даже обидно».
Союз Спасения — это название одной из реально существовавших в то время тайных организаций. Члены общества полагали своей целью не свержение монарха, а спасение страны через пробуждение в душе человека лучших его качеств. На смену Союзу Спасения пришли более радикальные объединения, понимавшие,что страну не изменить словами и благими целями.
В процессе подготовки к съемкам под контролем исторических консультантов и мастеров военного костюма на фабриках и небольших мануфактурах в разных регионах России было изготовлено в общей сложности более 1500 единиц одежды. При пошиве использовалось шинельное и мундирное сукно, близкое по качеству к тканям первой четверти XIX века, благодаря чему удалось добиться идеальной посадки и исторической достоверности кроя. Гардероб центральных персонажей состоял из 5-6 образов, каждый из которых соответствовал определенному периоду жизни героя между 1814 и 1825 годами. Кроме парадных мундиров для актеров шили повседневную и сезонную одежду: сюртуки, вицмундиры, зимние шинели, подбитые мехом, панталоны и рейтузы. Золотые эполеты (для обер-офицеров — без бахромы, у штаб-офицеров— с бахромой, у генералов — с толстой бахромой) изготавливались вручную.
Помимо работы над мужскими образами было необходимо создать и достоверные костюмы для двух вымышленных женских персонажей повествования — Анны (Софья Эрнст), любимой женщины Муравьева-Апостола, и ее матери — княгини Бельской (Ингеборга Дапкунайте). Специально для дам изготовили шляпки, сумочки, зонты, перчатки и обувь.
В съемках фильма были использованы сотни единиц реквизита для пехоты, артиллерии и конных войск. На основании гравюр и картин с участием исторических консультантов команда реквизиторов изготовила реплики оружия — пистолеты, ружья, шпаги, темляки. Для безопасности актеров во время стрельбы ружья были оснащены системой электронного управления. При нажатии кнопки пиротехнический заряд разрывается, что создает впечатление полноценного выстрела из порохового оружия.
Особой гордостью стали точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания. Мастерам удалось полностью воссоздать все мельчайшие детали орудия — от лафета и передка до пальника и экстрактора, с помощью которого в случае застревания снаряда можно было вытащить ядро или картечь.
Натурные съемки проходили на Дворцовой площади, в Петропавловской крепости, Царском селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке, доме-музее Муравьева-Апостола в Москве. Часть событий фильма разворачивается на Украине, где в результате действий Южного общества заговорщиков началось выступление Черниговского полка на Санкт-Петербург. Роль города Василькова, где был расквартирован мятежный полк, сыграла деревня Дмитриевка Белгородской области. Место выбрали из-за схожести природных ландшафтов.
Кинодеревню создали специально для съемок. Она состоит из 22 домов, храма, колодцев, ульев, навесов, мостов. Сейчас в деревне создан этнографический музей: кинокомпания «Дирекция кино» подарила все постройки местной администрации. События, происходившие в Санкт-Петербурге, также приходилось снимать в павильонах с применением хромакея (технологии, которая позволяет дорисовать фон), потому что город за прошедшие без малого 200 лет сильно изменился.
Главным препятствием и одновременно важным вспомогательным фактором стал мороз в Санкт-Петербурге в дни съемок кульминационной сцены — восстания на Сенатской площади. Температура воздуха опустилась до -24°C, которые ощущались как -30°C из-за высокой влажности.
Исполнителям главных ролей удалось в полной мере пережить те обстоятельства, в которых оказались их герои. Актеры и массовка спасались термобельем и согревались в транспорте в перерывах между дублями. В состав съемочной группы входило более 150 человек. При работе над массовыми сценами количество работающих на площадке специалистов увеличивалось: при съемке эпизодов с участием конной кавалерии, помимо всадника на каждую лошадь приходилось по два человека.
В преддверии выхода одного из самых масштабных проектов исполнители главных ролей поделились со «СтарХитом» эмоциями от работы.
Иван Янковский — Михаил Бестужев-Рюмин
«Ребята того времени — конечно, были совсем другими: сегодня мы сидим в телефонах, выстраиваем план поездок, покупаем билеты... А те ребята, которым было по 24-25 лет, уже воевали во Франции, «брали» Париж. Нам нужно учиться у «той» молодежи: характеру, закалке, стремлению к мысли. Нужно быть смелыми, отстаивать свою идею. Это кино выходит очень вовремя: ровно в то время, когда народ ощущает, что он власти не нужен, и это кино про «вот, что будет, если диалога власти и народа не состоится». Мы должны друг друга понимать, общаться.
На съемках мы себя ощущали максимально натурально: съемочная база за два километра, ты в мундире идешь сквозь дождь и снег зимой в -30. Еще специально для роли я отращивал усы: и вот идешь ты такой по льду, а челюсть от холода не работает, и сказать свой текст невозможно. А потом летом в +30 мы в шинелях просто мокли. Десять дней восстание Черниговского полка снимали: подъем в 4 утра, в 5 утра — уже на площадке. Самый выносливый из нас оказался Леонид Бичевин: я просто вдохновлен Леней, который вел себя как настоящий герой. Я многому у него научился на этих съемках».
Павел Прилучный — Павел Пестель
«Мой герой — абсолютно вольный человек, со стержнем, он мог пойти на любые меры ради дисциплины. Я считаю, что в армии, например, по-другому и не может быть: людей много, все разные, и всех нужно держать.
Мундиры, конечно, отражают время, но я искренне не понимаю, зачем они были нужны, носить их — просто ад. Это романтизм того времени, что-то было взято из других стран, но для сражения такая форма не очень удобна: это плохо сидит, выглядит ярким пятном на поле сражения — мне кажется, это делалось, в первую очередь, для «понтов». А еще нужно было носить неудобные и большие головные уборы, в которых им нужно было не только ходить, но и скакать верхом, сражаться! Такая вот романтическая история. А еще, помимо неудобных мундиров, мне каждый раз приходилось долго убирать татуировки на гриме, я ведь весь «забит».
Для моего героя женщины — то, что отвлекает от «главного», это — слабость. Поэтому у него были лишь мимолетные увлечения. Мы с Пестелем похожи своей агрессивностью, но он достигает своей цели, несмотря ни на что, и я уважаю это качество в нем. Но я, например, не вижу смысла в войне как таковой».
Максим Матвеев — Сергей Трубецкой
«Трубецкой не вышел на площадь, потому что началась трудноконтролируемая ситуация, к которой он был не готов. Он не мог прогнозировать происходящее, не рассчитывал, что все случится таким образом, не ожидал крови. Он знал солдат, настроение их, но он не хотел, чтобы эти люди пострадали. Знаете, даже в жизни, когда пацаны играют во что-то, и игра идет не по правилам, в таком случае обязательно хотя бы кто-то один уходит.
Мне хочется верить, что для своего персонажа я нашел что-то исключительно свое. Любопытно было поиграть в противоположности: Трубецкой — диктатор, но диктатор который не любит экстремальных методов. Он был человеком со статусом и регалиями, но при этом любил простые вещи: домашний уют, не особо нужны были ему все эти «хоромы» и титулы, которые ему полагались».
Антон Шагин — Кондратий Рылеев
«Люди, которые шли против системы, прекрасно понимали, на что идут... Но они жили в такую эпоху — максималистичную, жертвенную. Мой герой, например, жертвовал семьей. Но он все равно семьянин: например, производит впечатление сцена, где Рылеев прощается с дочерью и уходит на площадь. У него ведь тоже драма: в свое время они с женой потеряли сына и очень переживают за дочь. В кино нам хотелось показать человеческие качества и боль. А вообще фильм снят масштабно, красиво — та эпоха у нас ассоциируются с кодексом черти, умением держать удар, а в наше время это сложно, все стало каким-то «расхлябанным». Мой Рылеев - в первую очередь, поэт, и я не могу говорить о нем как о предателе. Он никого не выдал, и всю вину, наоборот, взял на себя.
И, кстати, если фантазировать, то по уровню своей «горячности» и авантюризму я бы мог «вписаться» в общество декабристов. А что касается кино - то это масштабная экранизация подлинных событий, и я очень жду премьеры. Пойду на нее со своей женой: она помогала мне учить текст и вообще была очень довольна моей ролью».
Фото: пресс-служба