Целых 40 лет Станислав Чекан отдал кинематографу, засветившись в культовых фильмах советского времени. Он сыграл легендарного Ивана Поддубного в картине «Борец и клоун», летчика Ефимова из ленты «В мертвой петле», но больше всего запомнился публике по роли милиционера Михаила Ивановича из «Бриллиантовой руки». С премьерой комедии Гайдая Чекана начали узнавать на улице, а драматурги усыпали его предложениями о съемках.
Актер был востребован до 80-х, а затем остро ощутил падение интереса режиссеров к своей персоне. Повлиял на это кризис, охвативший кинематограф, или же постановщики боялись, что стареющий артист не справится с работой? Так или иначе, Станислав Юлианович тяжело переживал наступившую эпоху забвения.
2 июня исполняется 98 лет со дня рождения звезды эпизодов. Станислава Чекана давно нет с нами, — он умер четверть века назад в 72 года — но фильмы с его участием до сих пор с ностальгией пересматривают зрители. Что же убило талантливого артиста: тяжелые болезни или резкое завершение карьеры?
ИСКОВЕРКАННАЯ ЮНОСТЬ
Будущий актер появился на свет в Ростове-на-Дону в польско-литовской семье. Его родители, Юлиан Егорович и Матильда Ивановна, участвовали в Гражданской войне и были близко знакомы с Семеном Буденным. Поговаривали, маленький Стас даже сидел на коленях у маршала, когда тот приходил в гости.
Дружба с главнокомандующим не спасла Чеканов от беды: Станиславу было 15, когда его папу, работавшего поваром, обвинили в отравлении солдат и арестовали как врага народа. Вскоре в лагерь отправили и маму, так что подросток оказался в трудовой колонии, а его пятилетний брат Вова — в детдоме. Голодные месяцы, проведенные в специализированном учреждении без родителей и поддержки близких, навсегда застыли в памяти юноши. Праздничные плакаты со словами благодарности Сталину за счастливое детство Чекан считал жестокой насмешкой.
Однако именно в колонии Станислав Чекан обрел призвание, начав играть в самодеятельном театре, организованном бывшей актрисой. Творчество стало единственной отдушиной парня, мечтавшего о совершенно другой жизни.
Мама обошла все инстанции, чтобы получить назад комнату в коммуналке, в которую уже заселили нового жильца. В детдоме она отыскала младшего сына и едва узнала его по родинке на колене: худенький замухрышка мало напоминал прежнего румяного и ухоженного Вову. Вскоре свободу обрел Юлиан Чекан — наконец, вся семья была в сборе.
Самое тяжелое время осталось позади, так что пора было искать свое место в жизни. В 17 Станислав Чекан познакомился с Сергеем Бондарчуком: вместе абитуриентов приняли на курс Юрия Завадского. Обучение прервалось с началом Великой Отечественной войны. Станислав Юлианович храбро сражался под Новороссийском, но после тяжелого ранения его перевели в актеры фронтового театра.
В 1945-м артист приехал в Одессу, где три года служил в местном театре, а затем перебрался в Москву. Кинокарьера Чекана стартовала в 1946-м с эпизодической ролью в «Сыне полка». Более яркие персонажи достались актеру в картинах «Тарас Шевченко» и «Испытание верности», но настоящим триумфом обернулось участие в фильме «Борец и клоун», где он сыграл атлета Ивана Поддубного.
Всесоюзную славу Чекану принесла роль обаятельного капитана милиции в «Бриллиантовой руке», после которой режиссеры регулярно стали приглашать его в кино: «Война и мир», «Таинственный монах», «Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным». Артиста называли звездой второго плана, ведь любого маленького героя он делал ярким и запоминающимся для зрителей. Пристав Уховертов в комедии «Инкогнито из Петербурга», председатель Кошев из «Судьбы», отец Матвея из «Первой конной» — с каждым амплуа актер справлялся блестяще.
Последние фильмы с участием Станислава Юлиановича появились на экране в середине 80-х. А вот на сцену Театра киноактера Чекан выходил вплоть до 1993-го, перевоплощаясь в бандитов, спортсменов и военных. Коллеги считали его одним из талантливейших разноплановых артистов своего времени. И, пожалуй, самых недооцененных…
ЛЮБОВЬ И ИЗМЕНА
Во фронтовом театре Станислав Юлианович познакомился с художницей Тиной Мазенко-Белинской. Утонченная женщина покорила грубоватого балагура, и после войны влюбленные съехались. Под венец пара не собиралась: 11 лет артисты прожили в гражданском браке. Наследников у них не появилось, что, вероятно, стало не последней причиной для расставания.
Однако главным поводом для разрыва послужило появление в жизни Чекана девушки на 15 лет младше, Нонны Юльянович. Мама ее подруги работала в театре Красной Армии портнихой, так что однажды Нонна Сергеевна случайно столкнулась с актером за кулисами.
Тина Мазенко-Белинская догадывалась, что гражданский супруг неравнодушен к молодой девушке, и однажды позвала соперницу в гости. Собралась большая компания, а один из свободных кавалеров явно предназначался Нонне. На настойчивые притязания незнакомца Юльянович ответила пощечиной.
«Тогда Тина сказала, что знает о наших отношениях с Чеканом. Станислав взял меня за руку, и мы вместе ушли. Когда после спектакля вернулась домой моя мама, то остолбенела. Все знали, что мы со Станиславом встречаемся, но того, что придем ко мне, мама не ожидала. Это, конечно, было поступком с его стороны», — вспоминала Нонна Сергеевна.
С Юльянович у актера все складывалось иначе: влюбленные поженились, а в 1960-м у них родился сын Сергей. Чекан был абсолютно счастлив — дома его ждали любимая супруга и наследник, режиссеры то и дело предлагали работу. Мог ли артист предположить, что однажды окажется ненужным и забытым?
СЕМЕЙНЫЕ ДРАМЫ
Последним фильмом для Чекана стала «Трава зелена» 1986-го. Съемки давались ему тяжело: старые раны напоминали о себе, начали отказывать ноги. К тому же в кинематографе наступало кризисное время, и режиссеры все реже звали Станислава Юлиановича в картины.
За несколько лет артист превратился в больного немощного человека, впавшего в глубокую депрессию. «Знаешь, мне уже не нужно жить. Профессия ушла, а с ней ушло все», — заявлял он жене.
В июле 1994-го Чекану резко стало плохо, и Нонна Сергеевна вызвала скорую. Пока женщина ждала приезда врачей, случайно разбила зеркало — по старому поверью, быть беде… Знаки не лгали: в клинике Юльянович сообщили, что мужу осталось жить от силы три недели. Безутешная супруга попросила лишь об одном — чтобы артисту не говорили страшную правду. Он действительно до последнего не догадывался, что умирает, и тихо покинул этот мир 11 августа. В гроб жена положила актеру томик его любимого писателя, Михаила Лермонтова.
Дело Станислава Юлиановича продолжил сын: дублировал фильмы, снимался в картинах «Черная акула», «Атака», «Имя». Супругу Чекан-младший также выбрал из актерской среды — Софья Горшкова — известная театральная артистка. К сожалению, жизнь Сергея Станиславовича оборвалась рано и трагично. Он часто выпивал, скандалил с женой и матерью, а в 44 года покончил с собой.
Единственным продолжателем актерской династии осталась внучка Станислава Юлиановича Полина. В 2012-м девушка окончила «Щепку» и попала в труппу «Ленкома». Телезрителям артистка знакома по ролям в лентах «Все к лучшему» и «Москва. Три вокзала», кроме того, голосом Полины Чекан говорит Джинни Уизли в серии фильмов о Гарри Поттере.
По материалам kg-rostov.ru.
Фото: личный архив, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com, кадры фильмов «Бриллиантовая рука», «Борец и клоун», «Трава зелена», «Тени исчезают в полдень»