Вчера, 22 августа, стало известно о задержании режиссера Кирилла Серебренникова. Мужчину доставили из Санкт-Петербурга в Москву. Ему предъявляют обвинения в мошенничестве. Сегодня в Басманном суде столицы началось слушание.
Кирилла Серебренникова привезли ровно в полдень.
Перед входом в здание собрались сотрудники «Гоголь-центра» и все неравнодушные. Еще вчера появилась петиция, которую подписали почти 13 тысяч человек. Некоторые организовали флешмоб в соцсетях в поддержку известного режиссера. Сегодня многие оставили личные дела и приехали в суд, чтобы выразить свое несогласия с обвинениями Серебренникова. Среди них оказался телеведущий Леонид Парфенов, режиссеры Борис Хлебников и Владимир Мирзоев, актеры Юрий Колокольников, Артур Смольянинов, а также Светлана Бондарчук, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Полина Дерипаска.
Актриса Виктория Исакова должна была выступить в качестве поручителя за домашний арест Кирилла Серебренникова, но в суд пришли Юлия Пересильд, Татьяна Друбич и общественный деятель Ирина Прохорова. Как оказалось, за режиссера поручились Андрей Малахов, Филипп Киркоров, Федор Бондарчук, Данила Козловский, Александр Калягин, Авдотья Смирнова, Игорь Верник, Валерий Гаркалин, Чулпан Хаматова, Семен Слепаков, Сергей Светлаков, Иван Ургант, Наталия Солженицына, Владимир Урин, Евгений Миронов, Алексей Попогребский, Константин Райкин, Нюта Федермессер, Виктория Исакова, Николай Картозия, Алексей Герман-младший, Людмила Улицкая, Ксения Раппопорт, Максим Матвеев, Лев Додин, Елизавета Боярская, Ксения Собчак, Максим Виторган, Алексей Мизгирев, Константин Хабенский, Николай Сванидзе, Андрей Смирнов, Зельфира Трегулова.
В зале суда появился Кирилл Серебренников, который занял место для обвиняемых за решеткой. Его сопровождали пять судебных приставов. Около часа дня началось слушание. Накануне член ОНК говорил о том, что режиссер готовил речь, с которой предстанет перед служителями Фемиды.
Общественный деятель Екатерина Гордеева, которая находится в зале суда, в соцсети привела речь Серебренникова: «Я бы хотел другое. Я бы хотел, чтобы меня отпустили, потому что обвинения, которые мне предъявили, мне кажутся невероятными и невозможными. Я в данный момент нахожусь в процессе кинопроизводства, я снимаю фильм. У меня на выпуске спектакль в «Гоголь-центре». С мая месяца я приезжал по первому звонку следователя. Я сотрудничал со следствием, я отвечал на все вопросы и говорил правду, которая заключается в том, что проект «Платформа», конечно был, все люди работали на нем самоотверженно и честно, я им горжусь. Моя работа художественного руководителя, заключающаяся в постановке спектаклей, была выполнена. Мы потратили деньги, но мы тратили их на постановки, на спектакль. Мы для страны, для родины сделали большой и яркий проект, который известен во всем мире, который стал стартовой площадкой для многих молодых художников. Я прошу меня отпустить, я кино снимаю.
Серебренников не согласен с домашним арестом, так как в противном случае он не сможет продолжать работать. Адвокат предложил отпустить подсудимого под залог и назвал сумму в 68 миллионов рублей. Он сообщил, что у Серебренникова нет таких денег, но ради такого дела влиятельные друзья помогут их собрать. Очевидцы говорят о том, что один из поручителей, Ирина Прохорова, пытается попасть в зал заседания и готова внести любой залог любой суммы прямо сейчас.
После совещания судья вынесла приговор - отправить Серебренникова под домашний арест до 19 октября. В театр он сможет ходить только по разрешению следователя.
Известный актер Максим Виторган поспешил высказать свое мнение в соцсети. Он извинился, что не пришел к зданию суда, но очень переживает за дальнейшую судьбу режиссера.
Ночь перед заседанием знаменитый режиссер провел в изоляторе вместе с двумя сокамерниками. В утреннем разговоре с журналистами он не стал жаловаться на условия своего содержания, иронично отметив, что никакого физического воздействия не было, за что он очень признателен. Корреспонденты, которые пришли взять у него интервью в восемь часов утра, отметили, что к этому времени Кирилл успел принять душ и позавтракать пшенной кашей.
Серебренников признавался, что вся ситуация напоминает ему дурной сон, и он пытается осмыслить происходящее, чтобы когда-нибудь описать это в мемуарах. Режиссер рассуждал о том, что читал о предательстве в книгах. Судя по всему, он намекал на обвинительные показания бухгалтера Нины Масляевой, которая свидетельствует против него.
Однако многие, кто знал лично Серебренникова, отзываются о нем исключительно в положительном ключе. Они считают, что мужчина занимался только искусством и не стал бы ради наживы ставить под угрозу свое имя.
«Хотел бы посмотреть в глаза следователю, который говорит с крупнейшим режиссером Кириллом Серебренниковым. Понимает ли он, следователь, с кем говорит? Нет, это не то что раз Серебренников — режиссер, то он стоит вне закона. Но я знаю Кирилла. С огромным уважением к нему отношусь. И знаю, что ни в какой, даже самой малейшей степени он не мог участвовать в чем-то недостойном. По своей внутренней сути не мог. Он слишком значителен. И слишком умен», - говорил режиссер Александр Сокуров.