Валентины Толкуновой нет уже пять лет. Каждый год 22 марта к ее могиле на Троекуровском кладбище приезжают мать Евгения Николаевна, сын Коля, родной брат Сергей и двоюродный Владимир… «Это один из тех дней, когда мы можем встретиться все, – делится со «СтарХитом» Владимир. – Много лет именно Валя звала нас на обеды, была в этом просто ас: организовывала с песнями, плясками, да всей семьей за большим столом… После ее ухода мы так уже не собираемся. И не поем. Коля чтит память мамы, часто приезжает на кладбище – к могилам родителей. Его отца, Юрия Папорова, не стало через 1,5 месяца после Вали. Коля в такие дни обязательно ставит свечки в храме святого Николая – за упокой их душ. Назвать нашу семью очень верующей нельзя, такой была у нас только Валюша».
Отношения Толкуновой и ее единственного сына складывались сложно. Фактически она растила его одна: муж-журналист много лет работал в Мексике. А Валентина вечно на гастролях, сына оставляла на маму. Скучали друг по другу. Но певица не могла оставить сцену. К тому же надо было кормить семью. Часто на гастролях Толкунова рассказывала зрителям о том, что дома ее ждет маленький сын, которого она так любит... Родные вспоминают: она мечтала, чтобы он пошел по ее стопам – и слух у него, и голос. Но, как рассказывала сама в интервью, Коля отказался ходить в музыкальную школу. Подростком увлекся роком, а песни матери не любил, не понимал. «Валя грустила, говорила, мол, в наше время на эстраде мало исполнителей, которые вкладывают в песню душу, вокруг сплошная сухая попса и деньги», – продолжает Владимир. По его словам, Валентина, как никто, заботилась о сыне,
он получал все лучшее. Но она корила себя за то, что из-за работы многое упустила в его воспитании, за его пагубные привычки. Тогда-то и в церковь пришла – молилась о нем, прощала все. Любила читать со сцены стихотворение неизвестной поклонницы, переданное ей: «Ты чти, сыночек, мать, что жизнь тебе дала. Не надо упрекать — растила, как могла…».
О том, что неизлечимо больна, Толкунова знала не один год. Лечилась, делала операции. Близким друзьям признавалась, что легче всего чувствует себя на сцене. А от сына все скрывала. Он жил в Болгарии, где у него появилась девушка Диана. Он привозил ее в Москву, знакомил с Валентиной Васильевной. Узнав о болезни мамы, вернулся, переживал. А она продолжала о нем заботиться. Не задолго до смерти купила сыну квартиру в Болгарии, отправила смотреть…
Николай не успел застать ее живой. У могилы повторял: «Мама, прости!..» Ему до сих пор больно о ней говорить. Он ощущал мамину заботу даже после ее смерти. Работая в «Москонцерте», певица устроила сына художником-осветителем. «Коля у нас, если честно, скорее числился, чем работал, – говорит «СтарХиту» гендиректор «Москонцерта» Александр Беленький. – За все время появлялся у нас несколько раз. Он ведь жил в Болгарии и с мамой связи особо не поддерживал, о чем, конечно, сильно жалеет. Мы все эти годы держали его из уважения к Вале. Только в прошлом году, когда пошли сокращения, уволили».
Николай забрал трудовую, но не расстроился. Его основная работа была в Бургасе: он помогал родителям Дианы, которые создали свой бизнес по установке заборов вокруг коттеджей. Но в последние годы сын Толкуновой живет с бабушкой Евгенией Николаевной на Малой Бронной в Москве, а мамину квартиру на Цветном бульваре, по словам родных, сдает. Остепенился, завязал с пагубными привычками, как и обещал маме. Активно занимается благотворительным Фондом имени Валентины Толкуновой «Мы с Николаем продолжаем делать то, чем жила Валя – пропагандируем русскую песню, – рассказывает Владимир Толкунов. – В прошлом году провели первый Фестиваль-конкурс песни «Душа России» имени Толкуновой. Участие в нем приняли дети от 8 до 18 лет. Идею поддержали все Валины друзья, а председателем фестиваля стал Иосиф Кобзон. Мне нравится, как серьезно Коля относится к делу. Встречается с партнерами, организовывает благотворительные концерты… Будто дал себе слово хранить память о маме. Одно только пока не исполнил: и его бабушка, и мы, дяди, ждем внуков, все-таки Коле 37. Мечтала об этом и его мама… Знаю, что Коля с Дианой уже думают о ребенке. Может, летом, когда поедем в Дивеево – в дом, где любила отдыхать Валя, ребята нас порадуют известием?» Евгении Николаевне скоро исполнится 90 лет. «Конечно, хочется дождаться правнуков, – мечтательно говорит она «СтарХиту». – Но это Коленьки дело,
я к ним не лезу…».