Через некоторое время после смерти актера его подруга Елена Суржикова продолжила работу над книгой «Гром небесный». Этот роман композитор начала еще после аварии, произошедшей с Николаем Караченцовым в 2005 году.
11 октября Елена Суржикова отпраздновала день рождения. Незадолго до 67-летия она вместе с журналистом Еленой Яных закончила книгу «Гром небесный» — произведение об искренней любви, пронесенной через всю жизнь. Молодая девушка приезжает из глубинки в столицу. Благодаря верному другу Борису Богрычеву она знакомится с Николаем Петровичем Караченцовым.
В этом романе Суржикова поделилась личными воспоминаниями и рассказала, как актер помог ей в трудный период жизни. В распоряжении «СтарХита» оказались отрывки из произведения Елены Павловны. В 24-й главе автор подробно описывает свое знакомство с Николаем Петровичем.
«Вы — гений, Николай Петрович!»
Временное пространство имеет тенденцию к сужению и к расширению. Порой время медленно сочится, как песок, сквозь пальцы, и кажется, что никогда не наступит тот день, которого так ждешь… Но иногда — оно ускоряется и всепоглощающим смерчем безжалостно сметает все на своем пути. Настал такой период и для Наташи, как говорится: «Пришла беда — отворяй ворота!»
Борис Богрычев ушел в апреле, а в июне этого же года мужа Наташи врачи еле вытащили из цепких когтей смерти. Обширный инсульт уложил Сергея в постель на семь месяцев. Его болезнь сплотила семью, каждый по мере сил помогал Наташе выхаживать болящего. Наташа два месяца ходила по инстанциям: оформляла инвалидность и пенсию мужу, приводила врачей на дом, стирала простыни после его испражнений, когда закончились деньги для покупки памперсов, сама делала ему уколы, массажи, кормила из ложки и училась понимать его «птичий клекот» вместо человеческой речи.
Когда Сергей стал вставать и с трудом передвигаться по квартире, в гости пришла его мать и уговорила сына переехать жить к ней. Она утверждала, что, получая пенсию Сережи сможет купить ему дорогостоящие лекарства, заплатить врачам, которые поднимут его на ноги и восстановят все функции организма. Но, как выяснилось впоследствии, эта недалекая женщина тратила всю пенсию сына на покупку одежды и обуви, так как в своих мечтах всегда видела своего Сереженьку хорошо одетым, не прикладывая к этому особых усилий…
Единственной радостью этого злосчастного для Наташи года стала запись ее песни «Звезды сошли с небес…».
В «Золотом клубе» у Наташи было много друзей, один из них — Евгений Гусев — спонсировал аранжировку и запись этой песни. Записывались в студии потрясающего человека, гитариста и певца — Эдуарда Предигера. Он создал очень красивую аранжировку. Когда Николай Петрович послушал песню в исполнении Наташи, он сразу же перезвонил ей и назначил день записи — песня его очень тронула. Все присутствующие в студии, общаясь с Николаем Петровичем, были «под гипнозом» его очарования и понимали, что песня в его исполнении будет нравиться всем. Бэк-вокал спела Светлана Кнушевицкая, это очень украсило произведение.
Во время одного из перекуров Николай Петрович возвратил Наташе тетрадь с рассказом о необыкновенной встрече с ним и сказал:
— Прочитал. Ну, в общем, все так живенько, не заезжено, мне понравились диалоги на суржике, очень юморно и достоверно… Но у меня создалось такое впечатление, что я среди вас, двоих влюбленных, появился как гром среди ясного неба…
— Вот это да! Это же название книги — «Гром небесный!» У меня в сознании все время возникал образ Жана Габена, не могла вспомнить название этого фильма: как он привез к себе домой девушку легкого поведения и дал ей возможность почувствовать себя человеком! Вы — гений, Николай Петрович! Прямо в яблочко попали!
— Скажите, а почему вы меня назвали Одинцовым?
— Потому, что Вы — один такой на свете!
— По аналогии, как в старинных романах: хороший человек —Теплов или Светлов, а плохой — Грязнов или Брандахлыстов! А ваш артист, значит, не заслужил, чтобы его назвали настоящим именем?
— Господи, да если Вы позволите, я с превеликим удовольствием напишу Ваше имя!!!
— Ну, если не сложно… И фамилию тоже не забудьте написать! — шутил артист.
Наташа в радостном порыве крепко обняла своего дорогого Николая Петровича.
— Ну будет вам… — улыбался Караченцов. — Задушите артиста, Родина вам этого не простит!
В конце декабря пришло время, и Наташа сняла со сберкнижки мужа приличную сумму, набежавшую за семь месяцев его болезни, но свекровь, пользуясь тем, что сын жил у нее, забрала все деньги, выдав Наташе только одну тысячу рублей.
— Как же я смогу на эти деньги прокормить Петю, который заканчивает одиннадцатый класс и Тамару, перенесшую операцию?
Свекровь ответила: «Я хочу одеть и обуть своего сына, кормить его самыми лучшими продуктами, он болен, а остальное меня не волнует!»
Сберкнижку, доверенность на которую была оформлена на Наташу, свекровь выдавала только для получения пенсии и тут же забирала. Наташа с большим трудом нашла работу в Институте инновационных технологий. Со временем она подружилась с ректором института Раисой Леонидовной Кашубиной, человеком редкой души, которая дала Наташе возможность заниматься творчеством и помогла выдержать этот сложный период в жизни…
Перед Новым 2005 годом Николай Петрович решил сделать Наташе подарок и позвонил ей:
— Суржикова, вы на «Юнону…» билеты хотите?
— Я только на диске смотрю этот шедевр, а вживую не смогу …
— Впервые слышу, чтобы человек не хотел пойти на этот спектакль!
— Вы поймите, я просто разрыдаюсь на весь зал, а то и закачу истерику, конфуз будет еще тот… Ведь эта история любви затрагивает каждого человека, а меня – особенно! А потом, Вы так играете, что хочется бежать на сцену и спасать Вас от простуды!
— Ну, хорошо... Если вы такая впечатлительная натура, это я могу понять...
— А на мой концерт тоже откажетесь пойти?
— Господи, да сочту за счастье, Николай Петрович!
— Тогда 5 января в ЦДКЖ у администратора для вас будет лежать два билета.
— Ура! Спасибо Вам преогромное!
Наташа вместе с подругой Светланой пришла на концерт и принесла 10 новых дисков со своими песнями в надежде продать их. В фойе были представлены альбомы с песнями в исполнении Николая Петровича, изданные ранее.
Концертный репертуар Караченцова был обширен, но он любил петь те песни, на которые зрители откликались мгновенно – «Что тебе подарить?», «Три кита», «Венец творенья – дивная Диана…», романс «Ты меня на рассвете разбудишь…». «Кленовый лист», написанный Максимом Дунаевским и Леонидом Дербеневым – был его визитной карточкой. Эту песню Николай Петрович всегда исполнял в конце второго отделения.
Свою программу артист разбавлял танцевальными номерами и танцевал вместе с группой стэпистов города Красноармейска. Караченцов очень гордился этими юношами и девушками, школой искусств, которую открыл с другом Николаем Астаповым. Молодой задор ребят подстегивал артиста, не давая возможности расслабиться...
Николай Астапов и солистка группы Марина Ширшикова – были учителями Николая Петровича. Наташа познакомилась с Мариной в 2002 году, когда Николай Петрович давал интервью Святославу Белзе. Девушка была настолько юной, что Наташа не могла представить ее в роли учителя, но когда увидела, как она танцует, влюбилась в эту суперталантливую девочку!
В середине первого отделения, после песни «Ветреная женщина», из зала на сцену вышел молодой человек в черном бархатном пиджаке. Он, как танк, наехал на Николая Петровича с просьбой спеть какую-то песню. Караченцов даже сделал шаг назад, настолько неожиданным был демарш поклонника.
В антракте этот парень Максим подошел к Светлане и купил у нее диск с Наташиными песнями.
После концерта они нос к носу столкнулись у гримерки Караченцова, когда пришли поблагодарить артиста за доставленное удовольствие. Светлана и Максим обменялись телефонами, и когда молодой человек, обожающий творчество Николая Петровича, стал доставать расспросами о Наташе, Светлана продиктовала Максиму телефон подруги. Выяснилось, что парень на протяжении десяти лет собирал коллекцию песен в исполнении Николая Караченцова и других поющих актеров. Наташа подружилась с Максимом, они часто говорили по телефону, а потом встретились.
«На все воля божья, разве мы решаем кому жить, а кому умереть?»
18 февраля 2005 года Николай Петрович приехал в Дом музыки на Форум матерей – поддержать Наташин ансамбль «Дети России». После окончания концерта он выступил перед детьми с напутственным словом:
«Дорогие юные дарования! Мне радостно видеть ваши одухотворенные лица! Главное, что вы занимаетесь любимым делом и вносите гармонию в окружающий мир. Ваше исполнение затрагивает все уголки души! Я желаю вам, чтобы ваши чистые голоса звенели всегда, донося в каждое сердце красоту звуков и слов!
Николай отказался от фуршета, объяснив, что очень болеет теща Надежда Степановна, и ему необходимо ехать домой. Экстрасенс, присутствующий на банкете, попросил Николая Петровича отпустить пожилую женщину и облегчить ее страдания, ибо она очень устала…
Николай спросил: «Что значит – отпустить? На все воля Божья, разве мы решаем кому жить, а кому умереть?»
Наташа вышла на улицу проводить своего кумира до автомобиля. Сердце у нее отчего-то екнуло, и она окликнула артиста:
— Николай Петрович! Вы берегите себя, пожалуйста!
— Он постарается! – повернувшись вполоборота, Николай сверкнул белозубой улыбкой и помахал ей рукой.
Известие об аварии, в которую попал Николай Петрович через десять дней после их встречи в Доме музыки, выбило Наташу из колеи… Как будто невидимым ковшом из самых глубин души кто-то вычерпал источник, дающий ей силы… Одна только надежда на чудо, что Николай Петрович останется жить, держала Наташу на плаву…
Пока артист был в реанимации, множество его поклонников постоянно молились о его выздоровлении! Наташа почти ничего не ела, спать не могла. Возле храмов, в метро и на улице она раздавала нищим небольшие подаяния, просила молиться о выздоровлении раба Божьего Николая!
— Колечка, друг ты мой сердечный, не оставляй нас, вернись, я тебя умоляю! — взывала Наташа, впервые обращалась к Николаю Петровичу на «ты».
Новость о катастрофе, произошедшей с Великим Артистом, всколыхнула всю общественность, не было ни одного равнодушного человека, который не реагировал бы на это известие. В автобусах, трамваях и метро люди читали сообщения о состоянии его здоровья как сводки с фронтов, в социальных сетях размещали пожелания о выздоровлении. Иногда не знакомые между собою люди вступали в переписку, поддерживая друг друга во мнении, что «Петрович - мужик сильный, выживет!»
Некоторые несправедливо обвиняли Людмилу Андреевну в том, что якобы она сообщила мужу о смерти своей мамы, а он не мог оставить жену без поддержки, вот и полетел к ней! Впоследствии сын Николая Петровича – Андрей – расскажет, как они всей семьей уговаривали отца не садиться за руль в столь поздний час… Но Николай действительно не мог оставить свою девоньку в беде. Имя друга, который сообщил о смерти Надежды Степановны, никто называть не стал из этических соображений...
После автокатастрофы с Николаем Петровичем в жизни Наташи наступил критический момент: не хотелось ни просыпаться, ни видеть никого… Одно только желание было у нее — спрятаться в укромный уголок, сказаться больной и, по Высоцкому, «позывные не передавать…».
Но это было еще не все! Судьба нанесла Наташе последний удар под дых, от которого уже нельзя было оправиться… В ночь с 22 на 23 мая 2005 года, в день Святого Николая Чудотворца, ее самая дорогая подруга Светлана легла спать и не проснулась. Она была настолько чистым и красивым человеком, что заслужила легкую смерть! Только было непонятно и обидно ее родным и друзьям, почему она так рано ушла, не дожив до пятидесяти двух лет… Напрасно подруги пытались объяснить Наташе, что «Светочка выполнила свою земную миссию, и Господь забрал ее к себе…». Смерть Светланы «добила» Наташу, не оставив отдушины… Как жить на свете после таких потерь и потрясений, она не знала… А Светлана даже после смерти осталась верным другом, оставила Наташе взамен себя человека, искренне любящего театр, музыку и Николая Караченцова! Если бы не Максим Федоров, которого Наташа навсегда закрепила в должности своего арт-директора и друга, никогда бы ее песни не были раскручены и «закопалась бы» она в своих проблемах, навсегда позабыв о творчестве...
После Светочкиных похорон Наташа не находила себе места, не могла смириться с жестокой несправедливостью. Всю горечь потери она вложила в песню «Реквием Мэрилин Монро», сравнив свою подругу со всемирно известной актрисой.
«Алая помада на краю бокала раненое сердце ночью рисовала,
Обжигало виски губы–лепестки, не имело смысла сохнуть от тоски…
Из толпы восторженных мужчин рядом не остался ни один…
В сумраке, скрываясь от морщин, тихо уходила Мэрилин…»
Они действительно были слегка похожими, но для Наташи Светлана была в сто раз ярче и умнее. Частенько незнакомые молодые люди останавливались посреди улицы как вкопанные и не могли отвести глаз от прекрасного лица Светланы! Но главное, конечно, было не в красоте подруги, главное было в том, что Светлана излучала столько добра по отношению к людям, что невозможно было сравнить ее с кем бы то ни было!!!
Времена для Наташи настали жестокие… Только дети, семья и пример стойкости Людмилы Андреевны Поргиной давали Наташе силы продолжать жить!
Из полной безнадеги вывел Максим. По его предложению, близкие и друзья Артиста стали готовить выпуск «Антологии песен Николая Караченцова». Наташа и Максим стали часто бывать у Караченцовых дома.
Наблюдая своего кумира, Наташа видела, как тяжело дается ему новая жизнь.
— Боже праведный! Как изменилось его лицо, походка, речь…
Но, несмотря на операции, в его облике таилась не только глубокая печаль, но и благородство, данное ему от рождения, которое придумать совершенно невозможно…
Николай говорил маленькими порциями, у него в горле была порвана связка. Жена всегда понимала его речь и знала, чего он хочет в данный момент. Иногда Николай протягивал Наташе руку под столом и, чтобы не видела супруга, просил сигарету. Если Людмила замечала, что Наташа исполнила его просьбу, то ругала ее, а Николай Петрович, как ребенок, оправдывался: «Люда! Я только одну, только одну!»
«Благодаря супруге Николай жил полной жизнью все нелегкие тринадцать с половиной лет»
Вскоре ему купили электронную сигарету, и постепенно Николай Петрович бросил курить. Казалось бы, когда человек болен, ему ни до кого и ни до чего нет дела: его невозможно заставить смотреть телепередачи или беседовать с кем бы то ни было, когда хочется кричать от боли... Но, несмотря на травму, Николай Петрович не капризничал, не жаловался на недомогание. Наверное от того, что Людмила всегда ставила его мужские качества на первое место. Она обращалась с ним так, будто он был полностью здоров, и не давала ему чувствовать себя инвалидом!
Обсуждая концепцию предстоящего концерта, друзья иногда отвлекались и задавали Людмиле Андреевне вопросы, касающиеся ее отношения к новой жизни. Людмила отвечала:
«Тот, кто никогда не испытывал душевной или физической боли, не сострадал немощным людям, не поймет родных, находящихся рядом с больным человеком. Моя мама получила три похоронки с фронта, а папа, вопреки всему, вернулся с войны. У него были серьезные ранения, он даже кричал по ночам от боли. Мама взяла работу на дом и выходила отца потому, что любила его! И добилась своего: он выздоровел и занял хороший пост. Недавно Коля проснулся среди ночи и спрашивает меня: «А как ты считаешь, тебе было бы легче если бы я тогда, после аварии, умер? Ведь ты могла бы играть в театре, путешествовать…»
«Подумай, как же мне жить без тебя?! Ты же самый любимый на этом свете человек, ты мне дал столько счастья! Мое дело — служить тебе, а любовь и есть — служение любимому человеку! Позволь уж мне отказаться от моей профессии и просто радоваться за других друзей и подруг — актеров и актрис. Зато я могу целовать тебя утром, днем и вечером по 100 раз! Я вижу твою улыбку, радуюсь тому, как ты преодолеваешь трудности. В этом и есть смысл моей жизни! Если ты сам не можешь что-то делать на сцене или в кино, то радоваться за друзей — это счастье! Коля с удовольствием посещает спектакли, цирк, кино, выставки Серова, Верещагина в Третьяковке, в Пушкинском музее. Он всегда сетовал на нехватку времени и сожалел, что редко видел спектакли коллег. Его круг интересов остался прежним! Каждый год мы собираем у себя весь курс, это Колина опора. Это — радость, поэтому мы не считаем, что мы – несчастные!
Максим Федоров, в «сокровищнице» которого были более 200 песен Николая Караченцова, стал во главе проекта и довел его до завершения. Все поэты и композиторы, чьи песни исполнил Николай Петрович, из уважения отказались от авторских гонораров, иначе проект был бы неподъемным!
7 мая 2007 года в киноконцертном зале «Пушкинский» состоялся гала-концерт «Звезды сошли с небес…», приуроченный к выпуску дискографии. Буквально все звезды страны вышли на сцену поддержать своего любимого артиста и друга. Песни из репертуара Николая Караченцова звучали в исполнении Олега Газманова, Лаймы Вайкуле, Ильи Резника, Григория Лепса, Ольги Кабо, Андрея Соколова, Алены Хмельницкой, Павла Смеяна и многих других его друзей и коллег. Со сцены, помимо песен, звучали дружеские пожелания и признания в любви Великому Артисту. Концерт длился пять часов, была страшная жара, и как Николай Петрович выдержал этот своеобразный марафон, остается только догадываться…
Благодаря супруге Николай жил полной жизнью все нелегкие тринадцать с половиной лет… Кто знает, о чем он думал, когда оставался один на один с реальностью, которую нельзя было ни исправить, ни спрятаться от нее… — никто не знает…
В начале октября 2017 года в ходе планового обследования у Николая Караченцова медики нашли злокачественную опухоль в легком. Людмила Андреевна дала интервью.
В этой болезни мы с мужем узнали многих людей с хорошей стороны. Мы, пока лечились в Израиле, не сидели на месте. Посетили театр «Гешер», галерею живописи, съездили в Иерусалим, где я приложилась ко гробу Господню. Коленьку узнавали на улице, обнимали, целовали, благодарили за все роли. Однажды мы с мужем приехали в Оптину пустынь к отцу Илии. Когда я с ним пообщалась, поняла: все, что происходит в жизни, оно не просто так. Коля знал славу, деньги, почет, уважение — все. Но он не знал одного: страданий. А без страданий вы не поймете смысла любви и смысла вашей жизни. Он прошел через эти страдания и говорит: «Я актер не по природе своей, а по профессии, а по природе своей я — человек! А как человек, я могу жить дальше!» Люди, получившие инвалидность, видят жизнь с другой стороны. Начинаешь чувствовать близость родных людей, которые тебя любят, которые жертвуют своей жизнью ради тебя. Твой жизненный кругозор раскрывается. Одно дело, ты стоишь на сцене, тебе аплодируют зрители. А другое дело, когда никто не видит, как ты преодолеваешь свою слабость, как твоя жена или близкие родственники лишаются ради лекарств чего-то, что раньше было для них привычным. И это все ради тебя — лишь бы ты был жив, любимый муж, отец, дедушка. Это очень дорогого стоит! Я хочу, чтобы он жил как можно дольше, чтобы смотрел со мной кино, обсуждал спектакли. Я всегда была верующим человеком, и мне это очень помогло все преодолеть. Когда случилась беда, у меня было ощущение, что ни один человек не поймет, какую боль я в этот момент испытывала! Но потом появилось ощущение, что кто-то положил мне руку на плечо и сказал: «Надо идти!» Я знала, что Господь Бог не даст мне умереть от разрыва сердца, от одиночества, от холода, от того, что я потеряла сразу двух близких людей!»
«Такого Человека больше не будет никогда!»
Пока мир постепенно скатывался в бездну безразличия и жажды наживы, в России еще оставались маленькие островки – театры, несущие людям радость и надежду… Но и они, вернее, некоторые из них подчинялись веянью времени, времени безвременья… Только теперь театральное действо происходило без любимца всех времен и народов — Николая Караченцова.
Газеты писали: «Он многое сделал для других — и, видимо, не случайно был оставлен в этом мире. Он многое переосмыслил, пережил, и ему есть что еще открыть людям. Его жизнь — это доказательство того, что человек может преодолеть любые тяготы! Само его существование дает нам силы жить...»
Николай Караченцов и его супруга доказали всем, что такое настоящая любовь, что нельзя бросать любимого человека на произвол судьбы, обрекая его сидеть в четырех стенах и воздыхать о своем прошлом. Все эти годы, несмотря на немощность, Караченцов был живее всех живых! Завистники и неумные люди злословили в социальных сетях, называя актера «овощем», а Людмилу — женой, пиарящейся на болезни мужа. Бог им судья! Хотя и впрямь завидовать есть чему! Высокая, статная, длинноногая, с лицом ангела, сошедшего с неба, Людмила Андреевна была любима самым харизматичным Актером страны!
После «воскрешения» Николая Петровича у Наташи никогда не возникало мысли о том, что он, когда-то уйдет из жизни! Это было просто невозможно в ее понимании! Она верила, что Господь все видит и не допустит его смерти!
Но это случилось… причем за сутки до дня его рождения. Это не умещалось в сознании... Хотелось кричать от боли, чтобы слышал весь мир:
— Люди! Такого Человека больше не будет никогда!
Наташе казалось, что должны были остановиться все поезда, самолеты и корабли, все предприятия и заводы, чтобы застыл весь мир, содрогнувшись от этой потери! Умом она понимала, что пришло время, и боль покинула его измученное тело, ведь терпению человеческому, даже такому, как у Николая Караченцова, когда-то приходит конец. Перед уходом из жизни актер успел проститься с Людмилой и другими самыми близкими ему людьми — сыном Андреем, его женой и внуками. Он не боялся смерти и предупреждал свою девоньку, что там, куда он скоро уйдет, — очень хорошо! Там чисто и светло, там никто ни от кого не зависит, никто никому ничего не должен, и судить всех будут по делам, а не по комментариям в социальных сетях! Он уважал религию, приписывая ее пожилым людям, не отрицал веры в Господа, но никогда не был воцерковленным человеком… Однако, вернувшись на землю, благодаря блестящим врачам и от того, что миллионы людей молились о его выздоровлении, он первым делом решил венчаться со своей супругой!
29 октября в половине восьмого утра Наташа вместе с друзьями, которые были знакомы с Николаем Караченцовым, встретились в центре зала метро «Пушкинская», чтобы попрощаться с Николаем Петровичем, отдать последний долг Великому Артисту и Человеку! Максим Федоров, Светлана Фед, Евгений Гусев и Надир Билялов помогали Андрею Караченцову в организации церемонии прощания и похорон артиста.
Нескончаемые потоки друзей и поклонников Николая Караченцова шли на последнюю встречу со своим кумиром…
Сцена «Ленкома», которая помнила каждый выход, каждый шаг своего любимца, сцена, которую Николай Петрович просто боготворил, стоял на ней на коленях и столько лет священнодействовал, приняла его в свои объятья в последний раз, утопая в цветах в его честь… В глубине стоял красивый гроб, а в нем лежал самый лучший человек на свете!
Он был совсем не похож на того необычайно гибкого, мускулистого мачо, которого обожали все без исключения. Николай Петрович выглядел пятнадцатилетним юношей: худощавым, кротким и смиренным… Он ничего не желал, ни у кого ничего не просил, ни в чем никого не укорял… Он просто ушел в тот мир, о котором мы ничего не знаем, а он там уже побывал и видел то, чего земным людям знать не положено…
Наташа подошла к гробу. Николай Петрович очень исхудал и высох, глаза его были закрыты, руки сложены на груди. Гроб стоял так высоко, что при Наташином росте, даже встав на цыпочки, она не смогла поцеловать его в лоб.
— Дорогой Вы мой, самый любимый и значимый человек на свете! Вы и после смерти недосягаемы… Простите, что я не могу дотянуться до Вас, как и при Вашей жизни! Я всегда буду помнить Вас и Ваше доброе отношение ко мне и другим людям! — шептала Наташа, обливаясь слезами.
В зале звучал неповторимый голос Николая Караченцова, звукооператор включал песни в исполнении артиста, всеобщая скорбь, охватившая пришедших проститься с артистом, не поддается описанию… Его живой образ навсегда запечатлелся в сердцах всех людей: живость глаз, мимические изменения лица, добрая улыбка, жесты, их нельзя было истребить картиной смерти, память сохранила настолько больше воспоминаний о нем — живом, что поверить в его смерть было невозможно!
Марк Захаров был отцом, пережившим уход самых дорогих его сердцу детей, артистов с мировыми именами... Бледный, как полотно, вцепившись мертвой хваткой в трость, он сказал много теплых и искренних слов в адрес Николая Петровича. Закончил свое выступление Марк Анатольевич такими словами:
— Жизнь великих артистов похожа на вспышку звезды. Ими увлекаются, их боготворят, им подражают. Они стали кумирами миллионов поклонников в разных странах и остаются ими по сей день, несмотря на быстротечность времени и водоворот изменений! Мы их никогда не забудем!
Людмила Андреевна вышла на сцену и поблагодарила всех за помощь и поддержку. Она держалась мужественно, старалась не плакать, говорила о последних днях супруга...
Ближайший друг Караченцова, композитор Максим Дунаевский, не мог сдержать слез. У них с Николаем за плечами было почти сорок лет дружбы, а это – целая жизнь.
Отпевал Николая Петровича Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он отметил человеческие качества Николая Петровича и мужество Людмилы Андреевны. В храме, стоя впритык друг к другу, родственники, друзья и коллеги со свечами в руках плакали и молились, молились и плакали…
Затем на автобусах все поехали на Троекуровское кладбище. Выстояв огромную очередь из желающих проститься с Великим Артистом, где гроб Николая Петровича стоял низко, Наташа смогла поцеловать его в лоб.
— Спасибо Вам за то, что Вы озарили мою жизнь ярким светом своей доброты, незабвенный и самый любимый Человек на свете!
Содрогаясь от происходящего, сквозь слезы Наташа видела, как при опускании тела Николая Петровича в могилу, у Людмилы Андреевны подкосились ноги, и она рухнула бы вместе с супругом в яму, если бы ее не подхватили чьи-то крепкие руки…
Для присутствующих на похоронах — это было прощание с другом и кумиром, для Людмилы — вступление в полосу полного одиночества, несмотря на множество родственников и близких друзей… Разве кто-то сможет заменить ей Николая Петровича?!!!
Понимаем ли мы до конца, в чем состоял феномен этого Великого Человека? Его личность обрела всемирный масштаб и, каждый хотел приблизиться к нему, не всегда понимая глубины его гения... Разве можем мы постичь, сколько любви к жизни, к своей семье, к своей профессии, сколько волевых усилий стояло за его славою?! Непреложно только одно: в каждой душе он остался своим, единственным, неповторимым и незабываемым!
Фото: личный архив