Быть наставником талантливого спортсмена престижно, хотя и неимоверно трудно. Тренеры фигуристов, гимнастов и футбольных команд пользуются уважением коллег и болельщиков, но лишь до тех пор, пока не совершат роковую ошибку.
Вариантов оступиться у преподавателей достаточно: нарушение этики, возможная причастность к допинговым скандалам, конфликты с воспитанниками. О предвзятом отношении властей к советским тренерам фанаты спорят по сей день. Так, авторы картины «Легенда номер 17» отразили эпизод из жизни Анатолия Тарасова, лишившегося почетного звания за срыв игры ЦСКА со «Спартаком». Вот только в реальности все происходило еще драматичнее, чем в кино.
Как правило, после публичного скандала вернуть доброе имя и карьеру было невозможно. Станислава Жука обвиняли в пьянстве, аморальном поведении и домогательствах, Ренальда Кныша вовсе окрестили насильником после заявления спортивной гимнастки Ольги Корбут… Так заслуженно страдали именитые тренеры, или же стали жертвами жестоких игр завистников?
АНАТОЛИЙ ТАРАСОВ
О таких людях, как Анатолий Владимирович, в спортивных кругах говорят с уважением и благоговением. Его называют отцом русского хоккея, человеком, сделавшим СССР лидером международных соревнований. В тандеме с Аркадием Чернышевым Тарасов бил рекорды — девять лет подряд сборная страны становилась чемпионом во всех крупных турнирах. И именно он направил свою дочь Татьяну на путь к тренерской карьере.
В 1969-м все перевернулось с ног на голову. Тогда на чемпионате СССР разгорелась яростная борьба между ЦСКА Тарасова и «Спартаком» Николая Карпова. Перед последним туром команда Карпова опережала клуб Анатолия Владимировича всего на одно очко. Дворец Спорта в Лужниках был забит под завязку, сам Леонид Брежнев приехал на матч, чтобы посмотреть решающую игру.
Поначалу уверенно вел «Спартак», но в третьем периоде Владимир Петров забил гол противнику. На табло могло появиться заветное «2:2», однако судья победное очко не засчитал: якобы 10-минутка завершилась до попадания шайбы в ворота. Возмущенный несправедливостью Тарасов решился на забастовку: увел всю команду в раздевалку на целых 40 минут. Только когда тренеру позвонил маршал Андрей Гречко, армейцы вернулись на площадку. К сожалению, игра закончилась победой их соперников. К машине в тот вечер Анатолию Владимировичу пришлось пробираться сквозь негодующую толпу…
Лишь дважды Татьяна Анатольевна видела слезы отца. В первый раз — после ДТП, где его семилетняя дочь получила черепно-мозговую травму, а во второй — когда за сорванный при генсеке матч его лишили звания заслуженного тренера. «Позднее его вернули. Это сделал председатель Госкомспорта Сергей Павлов», — поясняла Тарасова.
После Олимпиады 1972-го для Анатолия Владимировича все было кончено. Тогда Чернышев и Тарасов отказались выполнить задание руководства и сыграть с чехословаками вничью, чтобы соратники по соцлагерю заняли второе место.
«США стали вторыми, Чехословакия — третьей. Папа был совершенно не договорной. Он этого не понимал, потому что был настоящим, большим тренером. А дальше началась настоящая расправа. Заявление об уходе он написал сам. И Аркадий Иванович Чернышев, надо отдать ему должное, сразу сказал: «Толя, без тебя я работать не буду». И они оба ушли», — делилась Татьяна Анатольевна.
Отдушиной для уволившегося тренера стал основанный им юношеский турнир «Золотая шайба». Были и другие возможности для карьерного роста: команда «Нью-Йорк Рейнджерс» предлагала Тарасову гонорар в три миллиона долларов. Он твердо отказался: не мог выдать свои секреты конкурентам СССР.
Анатолий Владимирович жил хоккеем, а умер из-за инфекции, занесенной ему во время операции. Он не переставал волноваться о судьбе любимого вида спорта, в 1995-м собирался поехать на чемпионат мира, но 23 июня скончался в возрасте 76 лет. Несломленный, верный родине и принципам.
СТАНИСЛАВ ЖУК
Ученики Жука завоевали 138 медалей в крупных соревнованиях по фигурному катанию, однако это не уберегло его от предательства коллег и краха карьеры. С 26 лет Станислав Алексеевич начал тренерскую работу. Среди его воспитанников были Людмила Белоусова, Олег Протопопов, Ирина Роднина, Елена Водорезова.
Система наставника отличалась суровостью: главным для него был результат и дисциплина. Роднина не раз жаловалась на тяжелые тренировки. Если фигуристка всего на минуту опаздывала с выходом на лед, то в наказание получала два часа кросса после основного занятия.
Нередко руководитель подвергался критике за методы работы, например, когда ставил юных спортсменок в пару к старшим партнерам. Поначалу девочки справлялись, но затем вырастали и уже не могли выполнять сложные элементы, которые придумывал тренер. Впрочем, такая проблема не коснулась яркого дуэта Сергея Гринькова и Екатерины Гордеевой.
Непростая работа, давление сверху, завышенные ожидания окружающих — все это выбивало Жука из колеи. Наставник избрал самый простой способ избавления от стресса — алкоголь. Знакомые уверяли, что назвать Станислава Алексеевича пьяницей было нельзя, однако он часто приходил на тренировки подшофе.
Последствия могли быть серьезными, однако не у дел Жук остался не из-за любви к выпивке. В 1983-м Спорткомитет СССР признал нецелесообразным привлекать наставника к работе со сборной страны в связи с «систематическим нарушением морально-этических норм поведения» и снижением уровня подготовки фигуристов. О чем же шла речь, если воспитанники тренера продолжали побеждать в соревнованиях?
Жесткий и фанатичный, Станислав Алексеевич никогда не был любимцем чиновников и коллег, а в 80-е развернулась настоящая кампания по его дискредитации. В ЦК КПСС отправили письмо, в котором Жука обвинили не только в злоупотреблении алкоголем, но и в домогательствах к ученицам. Автором заявления считали хореографа Марину Зуеву, сотрудничавшую с экс-воспитанниками тренера. Широко распространились слухи, что никаких доказательств доносчица предоставить не смогла, однако работы Станислав Жук все равно лишился.
Поговаривали, фигуристов попросту шантажировали, чтобы они подписали злосчастную петицию. Так, Сергея Гринькова могли отправить в армию в Сибирь при отказе поддержать документ. Елена Водорезова попыталась реабилитировать репутацию наставника и отправила в ЦК КПСС собственное заявление, опровергающее обвинения в адрес Жука. Но спасти тренера оказалось невозможно…
Какое-то время Станислав Алексеевич провел в Японии, однако вскоре отказался готовить к соревнованиям соперников своих учеников. В начале 90-х он был вынужден уйти на пенсию. Личная жизнь спортсмена тоже расклеилась: после 20 лет брака супруга Нина устала мириться с тяжелым характером избранника. Станислав Жук умер в одиночестве 1 ноября 1998-го — сердце 63-летнего мужчины не выдержало испытания предательством и безработицей.
РЕНАЛЬД КНЫШ
Ренальд Иванович известен как наставник двух олимпийских чемпионок — Ольги Корбут и Елены Волчецкой. Кныш придумал более 30 новых элементов в спортивной гимнастике.
Именно Ренальд Кныш изобрел «мертвую петлю», которая прославила Ольгу Корбут на весь мир на Олимпиаде 1972-го. Внезапно обрушившаяся на спортсменку слава испортила ее и без того сложные отношения с наставником. Тренер уверял, что отказался работать с девушкой, так как она не желала прилагать усилия и стремиться к новым победам.
Вместо благодарности Кныш получил от ученицы удар в спину: в 90-е Корбут написала книгу, в которой рассказала, как подверглась сексуальным домогательствам во время подготовки к Олимпиаде. Обвинения Ренальд Иванович назвал клеветой и враньем. Наставник полагал, что так гимнастка мстила ему за публикацию тренерского дневника. Новый виток скандал обрел после участия спортсменки в программе «Пусть говорят».
Воспитанница путалась в фактах: сначала говорила, что на момент изнасилования ей было 15, потом — 17. Спортсменка утверждала, что трагедия произошла в гостинице, где Кныш распил с ней бутылку коньяка. Однако супруга тренера отмечала, что Ренальд Иванович вообще не употреблял алкоголь. Ольга также заявила о систематических избиениях наставником и подчеркнула, что ситуация с домогательствами повторилась с другими его воспитанницами.
Три десятилетия тренер хранил в душе обиду на ученицу. Он покинул спорт, но продолжал переживать за судьбу гимнастики. Написанные им пособия использовались при подготовке чемпионов к Олимпиадам, хотя в советские годы одобрения у руководства не снискали. «Он не показывал, что ему больно, трудно, обидно, — делилась жена Кныша. — Но сначала у человека болит душа, а потом подкашивается здоровье».
По мнению супруги, самочувствие Ренальда Ивановича резко ухудшилось после выступления Ольги Корбут на телешоу. У пожилого мужчины и раньше были проблемы с сердцем, а прошлой зимой он попал в реанимацию на два месяца. Казалось, к весне состояние мужчины стабилизировалось, он начал ходить. Но в ночь на 19 апреля 2019-го 87-летний тренер скончался, унеся свою боль в могилу.
ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВ
Советский футболист начал тренерскую карьеру в качестве наставника ЦСКА. В первый же год работы команда стала третьей в чемпионате. Бронзу клуб взял и в 1965-м, что руководство расценило как топтание на месте.
«Меня перевели в Хабаровск, в команду первой лиги СКА, где я отслужил два года. В декабре 1969-го все-таки вернулся в ЦСКА, сменив на посту главного тренера Всеволода Боброва, который был уволен не потому, что команда играла плохо, а потому, что он стал очередной жертвой тех армейских чиновников, которые наивно полагали, что Советская Армия всех сильнее», — сетовал Валентин Александрович.
В следующем сезоне он доказал свою профпригодность: ЦСКА стали чемпионами страны. Начался период, когда Валентин Александрович разрывался между командой и сборной СССР. В 24 матчах его игроки не проиграли ни разу.
ЦСКА скатился до середины турнирной таблицы, и у наставника обострились конфликты с футболистами. Игроки то и дело строчили жалобы на Николаева, так что ему пришлось покинуть пост. Второй шанс показать себя выпал тренеру, когда он возглавил молодежную сборную СССР. Под руководством Валентина Александровича команда дважды выиграла чемпионат Европы.
В 1985-м заслуженный мастер спорта завершил карьеру. Лишь в конце жизни здоровье стало подводить его. Осенью 2009-го легенда футбола умер в больнице в 88 лет.
«Победы молодежной сборной в конце тренерской карьеры вселили в меня оптимизм — значит, и я поработал неплохо, и в советском футболе не перевелись таланты, — говорил Николаев. — Мне грех жаловаться на свою судьбу».
По материалам «РИА-Новости», «Спутник», «Чемпионат», Sport-Express, SovSport.ru.
Фото: RDB, Sovfoto, Matthew Stockman, David Madison /Getty Images, личный архив, Zerkalo, AFP/PhotoXPress.ru, pfc-cska.com, ZUMAPRESS./Legion-Media