5 октября день рождения отметил бы знаменитый советский актер Виктор Павлов, которого называли «королем эпизода». Его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Операция «Ы» или новые приключения Шурика» и многие другие вошли в золотой фонд кинематографа. Мало кто знает, что этих эпизодических ролей Павлову было мало, из-за чего он постоянно вступал в конфликты с режиссерами. Да и в театре у актера не все было гладко.
Непростое детство
Комическая внешность Виктора Павлова всегда помогала ему в жизни – его улыбающееся лицо любили и режиссеры, и коллеги по цеху. Сам же Павлов в детстве не был душкой, и за маской обаятельного мальчугана скрывался отъявленный хулиган, даже несмотря на то, что он родился в интеллигентной семье инженеров. С малых лет ему приходилось защищаться и отстаивать свою честь, ведь в 1941 году началась война и его отца забрали на фронт. Маленький Павлов фактически жил на улице, пока его мама пыталась прокормить семью. Павлов уже тогда любил устраивать «озорные» игры: лазил по крышам, пугал старушек и ввязывался во всякие неприятности.
После войны его отец вернулся с фронта и за несколько лет достиг больших высот в профессии, став затем влиятельным чиновником. Это добавило самоуверенности молодому человеку, у которого теперь была «крыша» от любых проблем, правда, родителям никогда не нравился дерзкий пыл сына. В конце 8 класса он влип в серьезную историю: его заподозрили как соучастника в краже и уже намеревались привлечь к уголовной ответственности, и только высокий пост отца помог ему выпутаться из серьезной истории, отделавшись «легким» испугом. В результате, будущую звезду выгнали из школы, и молодому человеку пришлось пойти работать на завод.
Говорят, что Павлов в детстве остро воспринимал критику и при любой удобной возможности лез в драку, тем более, молодой человек занимался самбо, поэтому перспектива «отмутузить» кого-нибудь его не пугала. Однажды он нарвался на неприятности, и его головой протащили по полу несколько метров, задев правое ухо – после чего оно слегка оттопырилось, что стало его фирменной особенностью, которая и привлекла Леонида Гайдая, когда он искал актера на роль «Дуба» в знаменитой комедии «Операция «Ы» или новые приключения Шурика». Режиссер долго не мог придумать для «Дуба» яркую отличительную черту, но увидев молодого Павлова, выход нашелся сам собой, а «Дуб» с тех пор являлся ролевой моделью всех нерадивых студентов.
Театральная юность
Еще в детстве юного Виктора Павлова часто водили в театр, чтобы как-то отвлечь от хулиганства. Это не прошло даром, когда пришла пора поступать, то Павлов вспомнил о своем увлечении, к тому же на тот момент он уже пробовался в школьных постановках. Решено было идти в «Щепку», по окончании которой он стал актером театра «Современник», где царствовал Олег Даль. Закадычные друзья даже вместе играли в постановках «Вечно живые», «Старшая сестра» и «Голый король», но юному задире Павлову этого было мало. Он несколько раз намекал руководству театра, что достиг хорошего уровня и уже может сместить нерушимого Даля, только дайте ему роли, но режиссеры были непреклонны. Павлов со скандалом покинул «Современник» и перешел в театр Галины Ермоловой.
С Далем они не разругались после этого, а продолжали общаться. Супруга актера вспоминает, что во времена студенческой юности им нужно было произнести монологи на французском языке. Находчивые студенты записали реплики и разложили их по всей аудитории, но в какой-то момент из-за сквозняка листики разлетелись, и Далю с Павловым пришлось импровизировать – они стали говорить все, что знали и помнили по-французски.
С годами Павлов смог утихомирить свою юношескую прыть и даже направить ее в мирное русло. Например, во время съемок знаменитого фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» у коллег по фильму Владимира Высоцкого и Владимира Конкина случился конфликт да такой, что Конкин даже подумывал уйти в разгар съемок, но его уговорил остаться именно Виктор Павлов после серьезного разговора.
Не обиделся Павлов и на своих других коллег – Юрия Соломина и Владислава Стржельчика, которых после фильма «Адъютант его превосходительства» наградили госпремиями. Поначалу, почетные награды хотели вручить всем троим, но затем решили, что это много и оставили их только Соломину и Стржельчику. Но для него это не было столь важно, ведь свою бандитскую юность он смог перенести на экран, воплотив один из самых известных советских образов – бандита Мирона.
За свою жизнь Павлов несколько раз менял театр. Говорят, подобная необходимость возникала из-за того, что он всегда был в поиске чего-то нового, а режиссеры зачастую недооценивали актера. После Ермоловой, где он тоже не прижился, он перешел в театр им. Маяковского, где тогда правил Андрей Гончаров – властный и свободолюбивый режиссер. Павлов долго терпел его выходки, а также скверное отношение к другим актерам, но в какой-то момент не выдержал и в пух и прах разругался с Гончаровым. Поговаривают, что он заступился за актрису, которая на репетиции получила от худрука нелицеприятные эпитеты. Андрей Александрович был непростым человеком, который больно мог уколоть другого, и знал болевые точки людей. Он легко отпустил Павлова, хотя потом сожалел о том, что потерял серьезного артиста.
Голубиная страсть
Удивительно, но такой яркий человек любил оставаться один и переживать все внутри себя. Его главной отдушиной были знаменитые почтовые голуби, которых он помнил еще по советским московским крышам, именно там Павлов научился с ним обращаться и видеть в них то, что не видели другие. О страсти Виктора к голубям ходили легенды, например, работая в Малом, сотрудники как-то заметили, что вокруг театра постоянно кружат голуби. Долго не могли понять, почему, пока не выяснили, что на чердаке Павлов разбил голубятню. Об этом тут же было доложено худруку Юрию Соломину, который вызывал Павлова на ковер. Актер не растерялся и попросил своего друга и коллегу об услуге, на чердаке сделать… голубятню! Режиссер долго отнекивался, но под напором Павлова сдался.
Во время своих немногочисленных перерывов Павлов с удовольствием поднимался наверх и возился с птицами, что, естественно, не всегда вызывало радость соседей близлежащих домов. А актеры театра, идя по улице и, увидев над крышей здания театра белоснежных птиц, сразу понимали «Виктор Павлов в театре». К тому же, у каждого голубя было имя в честь великого актера.
Любовь на всю жизнь
Со своей единственной супругой Татьяной Говоровой он познакомился в театре Ермоловой, куда перешел после скандала с «Современником». Там он сразу положил глаз на ведущую актрису, но не решался подойти и пообщаться. Искра между молодыми людьми пробежала на Черном море, куда театр отправился на гастроли, там Павлов исполнил несколько песен и проявлял заботу о молодой актрисе. В какой-то момент она поняла, что влюбилась в актера, но ждала от него первого шага и решила подтолкнуть его – ей сшили красивый купальник, который на фигуре 25-летней девушки смотрелся очень красиво. В один из дней она вышла в нем, поразив не только мужскую часть пляжа, но и самого Павлова. Правда, предложения ей пришлось ждать еще несколько месяцев, из-за стеснения актера.
Когда же супруги расписались, и Татьяна была беременна дочерью, она полюбила устраивать Павлову сцены ревности и «мини-истерики». Так, она предъявила ему претензии, что он недостаточно ее любит и уже не готовит шашлык, как раньше. Расстроенный Павлов, выслушав нравоучения от жены, оделся и вышел в магазин – его не было довольно долго. Оказалось, он пошел к знакомому мяснику купить свежайшую вырезку, чтобы сделать шашлык во дворе дома для своей любимой Танечки.
Их пару считали примером для подражания – в то время как другие актеры женились и разводились, заводили романы на стороне, Павлов при каждом удобном случае спешил домой, а на гастролях выбирал время и специально привозил жене и дочке разные вкусности.
Ушел из жизни Павлов на руках у Татьяны Говоровой. Уже тяжелобольной актер, перенесший четвертый инсульт, сидел в кресле и пытался разговаривать с супругой, которая собиралась в магазин. В какой-то момент он обратился к ней, указывая на окно: «Видишь?» Но она ничего не могла разглядеть, и отправилась на несколько минут на кухню, а когда вернулась, Павлов был уже мертв.