28 ноября 2006-го, Любовь Полищук умерла от злокачественной опухоли позвоночника. Уже будучи серьезно больной, звезда снималась в сериале «Моя прекрасная няня» в роли мамы главной героини. Немногие на площадке догадывались, какой подвиг совершает актриса, каждый день появляясь перед камерой.
Артистка часто повторяла, что не представляет себя без работы. Благодаря усердному труду Любовь Григорьевна добилась всего, что имела — обожания зрителей, достатка, интересной жизни. Она страшно боялась остаться без дела и мечтала сниматься как можно дольше. Почему же, несмотря на помощь лучших врачей и поддержку родных, звезда не сумела победить саркому? И какие еще испытания могли негативно сказаться на здоровье Полищук? 21 мая Любови Григорьевне могло исполниться 73, и в памятную дату мы отвечаем на все эти вопросы.
Омское детство
Люба родилась в семье рабочих, живших в заводском бараке. С ранних лет девочку интересовали музыка и танцы, однако она страдала от комплексов — будущая звезда казалась себе ужасно некрасивой, стеснялась худобы, кривоватых, как ей представлялось, ног. Позднее Полищук рассказывала удивленным журналистам, как хотела «выровнять» икры, перевязывая их скакалкой.
Ее детство ничем не отличалось от будней живших по соседству девчонок и мальчишек. По утрам нужно было набрать воды из колонки, подкинуть дров в печку, позаниматься с младшими детьми. Одинаковые дни сменяли друг друга, и только телевизор вносил в жизнь какое-то разнообразие. Кроме того, Любовь часто напрашивалась в гости к глухонемой соседке и в итоге быстро изучила язык жестов.
Место под солнцем
В юности Полищук осознала, что в родном городе вряд ли добьется того, к чему лежала душа. Девушка мечтала о сцене и наперекор родителям собралась ехать в Москву. Желание дочери стать актрисой воспринималось близкими как блажь, ей советовали пойти учиться на швею или начать работать на стройке, ведь такой труд был понятен и обеспечивал куском хлеба.
Люба отступать от мечты не собиралась, вот только удача улыбнулась ей не с первого раза. Девушка опоздала на экзамены в театральный вуз и провела несколько ночей в зале ожидания, на скамейке. Первой записью в трудовой книжке стала работа в Омской филармонии, затем Любовь поступила во Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства.
Неудачное замужество
В Омске артистка вышла замуж за актера Валерия Макарова. В отличие от супруги, он был доволен статусом местной звезды и не тянулся к новым вершинам. Кроме того, мужчина начал выпивать и бить жену, так что Любовь в провинции оставаться не собиралась. «Я стремилась в жизни достичь чего-то большего, а Валера считал, что он уже всего добился. Поэтому наши пути разошлись»,— объясняла она.
В доме не прекращалась ругань, к тому же муж изводил привлекательную актрису ревностью. Не в силах терпеть постоянные оскорбления и рукоприкладство, Полищук сбежала от тирана в Москву вскоре после рождения сына Алексея. Мальчика артистка оставила с бабушкой, за что впоследствии корила себя до конца дней: ребенок рос в интернате, где приходилось отстаивать свое мнение кулаками.
Позднее актриса забрала ребенка в столицу. Макаров-младший почти не видел отца, а когда подрос и захотел разыскать его, то не нашел... По слухам, жизнь Валерия пошла по наклонной: он спился и умер в 42 года от инсульта.
Покорение Москвы
Роль матери-одиночки, пытавшейся построить актерскую карьеру, давалась Полищук нелегко. Порой Алексею приходилось сталкиваться с гневом Любови Григорьевны. «Мама была мною напугана: тем, как я напоминаю отца, как бурно развиваюсь. А, как известно, страх порождает порой неадекватные реакции. Когда она поняла, что я превращаюсь в неуправляемого подростка, начала орать. И я в этот момент боялся ее до судорог, потому что она была очень звонкая, а энергетика страшнейшая, которая и мне передалась», — рассказывал Макаров в программе канала НТВ «Однажды...»
В столице Любови Григорьевне пришлось начинать все с нуля. Ее прежние профессиональные заслуги в Москве были никому не интересны. Режиссеры обратили внимание на стройную длинноногую красавицу с «несоветским» лицом, однако предлагать ей роли не спешили: типаж «русской Софи Лорен» не подходил для фильмов о жизни рабочих и колхозниц, а другие картины на киностудиях снимали гораздо реже.
«Мама всю жизнь переживала из-за того, что крайне мало востребована. По моему глубокому убеждению, как артистка с фантастическим потенциалом и талантами, в кино она реализовалась максимум процентов на 15. По большому счету, ее всегда называли актрисой эпизода. Это очень обидно», — сетовал Алексей Макаров.
Новая любовь
В начале 80-х художник-анималист Сергей Цигаль побывал на спектакле Любови Полищук и влюбился с первого взгляда. Мужчина тут же заявил друзьям, что эта женщина непременно будет с ним. Цигаль тщательно готовился к личной встрече, надеясь произвести на артистку впечатление модной одеждой, однако Любовь держалась спокойно и даже прохладно.
Позднее Любовь Григорьевна полюбила мужчину, окружившего ее заботой и вниманием. Вместе с новыми отношениями в жизнь актрисы пришла помощь в домашних делах и в воспитании сына. В вопросе брака артистка обошлась без романтики, самостоятельно предложив избраннику расписаться, когда узнала о беременности. «Женись на мне, а то я одна двоих детей не потяну», — с иронией заявила она Сергею.
В 1984-м, вскоре после свадьбы, у супругов родилась дочка Мариэтта. Сергей оказался потрясающим семьянином, великолепно готовил и был рядом с детьми, пока Любовь Григорьевна работала. Мягкий по характеру человек, он умел гасить взрывной характер супруги и не переставал восхищаться ею. Актриса появилась в фильмах «Интердевочка», «Моя морячка», «Ширли-мырли», в нулевых часто снималась в сериалах — «Моя прекрасная няня», «Осторожно, Задов!», «Звезда эпохи».
Более 20 лет влюбленные провели в счастливом браке. Актриса признавалась, что только с Сергеем у нее появилась настоящая семья: муж и двое детей. Но страшный диагноз разрушил их безмятежную жизнь...
Причины трагедии
Поговаривали, что болезнь позвоночника спровоцировала травма артистки, полученная на съемках комедии Марка Захарова «Двенадцать стульев». В сцене, где Андрей Миронов роняет ее на землю в «Танго страсти», якобы убрали страховочный матрац, и актриса сильно ушиблась.
Позже, на одной из репетиций спектакля с Константином Райкиным, Любовь Полищук выбила три межпозвоночных диска. «От дикой боли прямо на сцене я упала без сознания. Более полугода я там провела в неподвижности — с корсетами и обезболивающими блокадами», — рассказывала звезда.
В третий раз Любовь Григорьевна пострадала в страшной аварии: однажды женщина возвращалась на машине с ночной съемки, и в нее врезались сразу три иномарки. Несмотря на полученные травмы, актриса не отказалась от работы и вышла на сцену, хотя медики диагностировали ей смещение шейных позвонков и сотрясение головного мозга. Полищук попросту не могла позволить себе сорвать премьеру пьесы...
Борьба с недугом
В 2005-м здоровье актрисы резко ухудшилось: Любовь Григорьевна была госпитализирована с сильнейшими болями. Тогда-то и прозвучал страшный диагноз: рак. Женщине удалили часть поврежденного позвоночника и заменили несколько позвонков на импланты.
Через год, пройдя курсы облучения и химиотерапии, Полищук по-прежнему продолжала появляться перед зрителями. Она боролась со смертельным недугом, снимая нестерпимую боль анальгетиками.
Сын актрисы вспоминал, как мама приезжала с мужем Сергеем в Коктебель буквально за несколько недель до смерти. Супруги устроили там прием, пригласили кучу друзей и знакомых. «Мама — вся на блокадах, с дикими болями в спине, весь вечер провела с гостями нарядная, в туфлях на каблуках, да еще хохотала и пела…» — делился Алексей Макаров.
Близкие и коллеги до последнего момента верили, что Любовь Полищук поправится, но уже ничто не могло замедлить течение недуга. 57-летняя актриса не захотела оставаться в больнице, куда ее доставили в очередной раз, предпочитая умереть дома. 25 ноября 2006-го артистка впала в кому, спровоцированную гипертоническим кризом, а 28-го ее сердце остановилось.
«Резали ее, резали, шурупы прикручивали. Вдруг хуже ей стало, отправили в Израиль. А там у нее признали саркому. Когда я приехала, она стриженая была, худющая. Капельница стоит, вливают ей... Лежала, вдруг стала хрипеть, хрипеть... Мы к ней сели, вздохнула — и все, нет Любы», — рассказывала мама Ольга Пантелеевна о последних днях жизни актрисы в программе Первого канала «Пусть говорят».
Артистки нет почти 15 лет, однако память о ней не угасает. «Более настырного, духовитого человека, который добивается того, чего он хочет, я в своей жизни не встречал, — подчеркивал Алексей Макаров в программе «10 фотографий» канала «Звезда». — Она для меня всегда была образцом. В те дни, когда она уходила, я не видел человека, который вел бы себя более достойно. Не каждый мужчина так себя поведет перед лицом непоправимого. Она не ломалась до конца. И в день, когда приехала бабушка, Ольга Пантелеевна Полищук, мать села на диване, улыбнулась и сказала: «Мамка, привет! Как ты? Я в порядке!» Вот это была Любовь Григорьевна. Это отвага, высшая. Я горжусь, что у меня такая мать была».
По материалам: goodhouse.ru, tele.ru.
Фото: Legion-media, Ведяшкин Сергей/АГН «Москв», PhotoXPress.ru, личный архив, архив «Стархита», кадры фильмов «Интердевочка», «Двенадцать стульев»