Сегодня вся Россия празднует 71-ю годовщину Великой Победы. Ветераны, защищавшие Родину, принимают поздравления и слова благодарности за мир, в котором живут их дети и внуки. Война коснулась каждой семьи, в том числе и предков российских знаменитостей. Звезды вспомнили, как их родственники терпели лишения и старались выжить во времена Великой Отечественной войны. Ольга Дроздова, Олег Басилашвили, Ирина Пегова, Эдгард Запашный, Георгий Дронов и Ирина Салтыкова рассказали, как тяжело родным далась победа над фашизмом.
ОЛЬГА ДРОЗДОВА
«Немцы чуть не убили деда за обман»
«До войны мой дедушка по маминой линии Иван был знаменитым в Темрюке Краснодарского края кузнецом, они с бабушкой владели большим хозяйством, - говорит актриса. В начале войны, тогда 23-летний, он ушел в партизаны. Об этом мне мало известно - в те времена даже после окончания боев нельзя было раскрывать тайн. Но бабушка рассказывала, что дедушка, периодически наведывавшийся домой, отдал товарищам по отряду последнюю корову, которая осталась в хозяйстве. Решил ребятам помочь, да и страшно ее было в Темрюке оставлять - там уже орудовали немцы: того и гляди, себе бы животное забрали. Дед увел буренку в лес, где у них был штаб, и там они благодаря ей выживали - доили до последнего, пока она окончательно не исхудала и ее не пришлось съесть».
«Еще была история: немцы попросили деда, который как раз оказался дома, подковать их коней. Дед и подковал: забил животным гвозди по самое не горюй так, что лошади во время перехода через пару километров захромали и не смогли идти дальше. Справедливости ради стоит отметить, что животные остались живы... Обманутые немцы поняли, в чем дело, не поленились вернуться обратно, схватить деда и заодно его брата и забрали их с собой на верную гибель. Фашисты заставили их разуться и босиком идти по снегу несколько километров - у дедушки потом из-за этого всю жизнь ноги болели. Но в тот день им повезло - по дороге врагам повстречались русские бойцы, завязалась схватка, и наши отбили моего Ивана и его брата.
Мама родилась в 1945 году, и, когда ей было не больше месяца, бабушке домой пришла увесистая посылка. А в ней детское кружевное одеяльце, распашонки, пеленки, соски - в общем, все, что необходимо для малыша. На коробке вместо адреса отправителя было написано: «От дедушки Сталина». В тот период, когда невозможно было достать не то что детские вещи, а хоть какую-то еду, эта посылка, конечно, произвела фурор и была похожа на весточку из другого мира. До сих пор непонятно, почему именно маме ее отправили, ведь никто из соседских детей подобного не получал… Но бабушка, конечно, не пожадничала - она оставила для мамы всего несколько вещей, остальное же раздала таким же нуждающимся знакомым. Может быть, эта посылка была благодарностью от руководства страны за добрую службу деда: теперь я могу об этом только догадываться».
ИРИНА ПЕГОВА
«Папу называли Фронтовичком»
«Оба моих деда воевали, - рассказывает актриса. - Папа мамы, Александр Дворянкин, пошел на войну совсем молодым. Судьба была к нему милостива – он дошел до Берлина без единого ранения. А другой дедушка, Захар Пегов, в 1944-м «поймал» пулю в ногу и после этого стал хромым. Его отвезли в военный госпиталь, где он пролежал несколько недель. Туда-то однажды и приехала к нему бабушка Вера, да, как потом выяснилось, очень удачно - через 9 месяцев побывки, в победном 1945 году, на свет появился мой папа. Из-за этого его в семье называли Фронтовичком - потому что был зачат недалеко от места боев».
«Мне очень жаль, что я не расспросила своих дедов о войне. Деда Саши не стало, когда я была маленькая, бестолковая, а со вторым дедушкой мы как-то на эту тему не разговаривали. Но у бабушки в деревне Тупик, где она прожила всю жизнь, стены были увешаны фотографиями военных лет: на них дед молодой, красивый, в форме. Его письма и ордена бабушка тоже до сих пор хранит в специальной шкатулке».
ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ
«На врага бежали с криком «мама»
«В 1941 году мне было 6 лет. Отец прошел всю войну без единого ранения. Сражался в Сталинграде, рассказывал, что был связистом в штабе генерала Михаила Шумилова, командовавшего 64-й армией. Солдатам приходилось неделю прятаться от немцев в трубе для стока воды, благо она была просторной – около двух метров в диаметре. Я недавно был там, специально поехал посмотреть на это место, оно находится в 500 метрах от Волги, за Тракторным заводом. Постоял, помолчал, вспомнил папу… Он любил рассказывать про войну. Помню, спрашиваю: «А что вы кричали, когда из окопов на немцев бежали? Наверное, «За Родину, за Сталина?» А он: «мама» мы кричали, сынок. И немцы то же самое, только по-своему – mutter».
«Нас с мамой и бабушкой в войну эвакуировали в Тбилиси, на родину отца. Там жилось чуть легче, чем в Москве, где есть вообще было нечего. Но и в Грузии чувство голода меня не покидало. Недалеко от нашего дома стояли оливковые деревья, и мы с соседскими малчишками срывали плоды, не давая им дозреть. Помню, однажды я на улице нашел в пыли шоколадную конфету. Трясущимися от радости руками поднял и понес домой. Мама срезала бритвой верхние, запылившиеся слои, разделила на троих, и мы с бабушкой стали пить чай – это было счастье. Вкуснее ничего я с тех пор не ел…», - рассказал Олег Басилашвили.
ЭДГАРД ЗАПАШНЫЙ
«Папа спас младшего брата»
«Когда началась война, папе было 13 лет. На фронт бы, конечно, его никто не взял. Но папа нашел способ быть полезным! Он уже тогда владел несколькими акробатическими трюками, имел в арсенале немного номеров. Сколотил фронтовую бригаду из артистов цирка и вместе с ними ездил по солдатским лагерям, выступал перед бойцами. Их всегда встречали с большой радостью - кругом война, а тут такое развлечение».
.
«Иногда благодарили не только аплодисментами, но и хлебом: давали каждому по небольшой буханке. Будучи, как и все вокруг, очень голодным, папа не ел этот хлеб, а бережно относил домой, где его ждали мама и 3-летний брат Мстислав. Он тогда болел туберкулезом, в семье за него очень переживали и, конечно, отдавали лучший кусок, чтобы малыш выздоровел. Благодаря молитвам мамы, моей бабушки и заработанному папой хлебу Слава встал на ноги. Он окреп и уже через два года стал вместе с отцом давать концерты для фронтовиков», - рассказал генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный.
ГЕОРГИЙ ДРОНОВ
«Дед чудом избежал гибели»
«Самое яркое воспоминание деда Юрия о войне связано со Сталинградской битвой, – говорит актер. – Когда там начались кровопролитные бои, ему было 19 лет, он проходил в Сибири обучение на летчика на самолетах По-2. Их командирам пришел указ Сталина снимать резервы и всех курсантов, 20-летних парней, отправить на фронт. Мол, перелома в борьбе нет, силы ваших братьев на исходе – нужна подмога. Все учения разом прекратили, начались экстренные сборы. Дед рассказывал, что та ночь перед отъездом была самой страшной в его жизни. Он понимал, что их посылают в котел смерти».
«В нем боролись два чувства: желание защищать Родину и страх перед гибелью, ведь всем было понятно, что дорога в Сталинград тогда была билетом в один конец. Ребята не спали всю ночь – кто-то плакал, кто-то молился… А с утра получили письмо: «Наши войска пошли в наступление, помощь не требуется». Можно сказать, что тот момент стал вторым днем рождения деда – днем, когда он избежал верную смерть».
ИРИНА САЛТЫКОВА
«Мама ела гнилую картошку»
«Семья мамы жила в деревне в Горьковской области, – рассказывает певица. – В 1941 году дедушка Митя ушел на фронт, и бабушке с двумя дочерями 5 и 8 лет было очень тяжело. Они голодали: девочки по ночам не могли уснуть от звука урчащих животов, от взгляда на это у их мамы, моей бабушки, разрывалось сердце. Тогда за счастье было откопать в огороде прошлогоднюю гнилую картошку и запечь ее на костре. Но были и дни, когда приходилось пить одну воду: в доме не было ни крошки. Самое яркое воспоминание в моей семье о том времени – День Победы. Дедушка пришел с войны не с пустыми руками, а где-то раздобыл бутерброды с колбасой и сыром – невообразимое лакомство! По такому праздничному случаю накрыли стол, а два бутерброда были бережно разделены между мамой, ее сестрой и бабушкой».