С 3 ноября на экранах страны идет фильм «Источник», а с 17 ноября в кинотеатрах стартует картина «Дама Пик». Потомок знаменитой фамилии 26-летний Иван Янковский играет в обоих проектах главную роль. От деда Олега Ивановича и отца Филиппа он унаследовал не только внешность, но и талант.
Интересно, что четыре начальных класса мальчик отучился в математической школе № 1840 в районе станции метро «Проспект Мира», где ему приходилось ломать голову над сложными задачками, а затем перешел в киношколу. Одноклассники и учителя Вани вспомнили, как ему пришлось всю ночь молча идти под дождем во время экспедиции на Соловецкие острова и почему он отказывался стричься.
Трамвай «Желание»
В школе № 1840 до сих пор обсуждают 1 сентября 1997 года, когда к ним в первый класс пришел учиться Ваня Янковский… под ручку со своим известным дедушкой.
Олег Янковский периодически забирал внука на съемки прямо из школы. «Я имела счастье общаться с Олегом Ивановичем и здороваться с ним, – вспоминает классный руководитель Надежда Шкарина. – После не мыла руку несколько суток. Он не был напыщенным, напротив, человечный и простой. Помню, приехал за внуком, чтобы отпросить его на съемочную площадку. По-моему, это был фильм «Приходи на меня посмотреть», где Ваня сыграл ангела. Им нужно было спешить, но Олег Иванович решил не срывать его с диктанта, хотя я готова была отпустить. В итоге Янковский-старший сидел за последней партой до конца урока.
Ваня учился ровно, на четверки и пятерки. Может, не так легко давалась математика, приходилось покорпеть над учебниками… Отличался непосредственностью. Однажды на уроке каллиграфии, когда нужно было ровно и четко выводить буквы, заявил: «Надежда Анатольевна, ну хватит меня мучить!» Я разрешила ему немного передохнуть. А как всех ошарашил, когда на внеклассном часе рассказал о своей мечте: «А я хочу, чтобы бабушка покатала меня на трамвае».
Согласно школьным правилам мальчиков в обязательном порядке заставляли коротко стричься. Бабушка Вани, актриса Людмила Зорина, договорилась с руководством школы оставить волосы – ему они были нужны для роли.
«Девочкам нравилась прическа Вани, – вспоминает одноклассница Галина Макей. – Он очень модно с ней выглядел. Да и вообще был харизматичным. Мы вместе играли на улице, а после занятий шли на продленку, делали уроки, а затем смотрели по телевизору мультик «Черный Плащ».
Когда Ваня отучился четыре начальных класса, родители, режиссер и актер Филипп Янковский и актриса Оксана Фандера, поняли, что дальше углубляться в математику нет смысла.
ДОБРЫЙ ТУСОВЩИК
Международная московская киношкола, которая раньше находилась на станции метро «Университет», а сейчас переехала на Шаболовку, «вправила мозги» Ивану. Именно такими словами сам Янковский позднее охарактеризовал в интервью это учебное заведение. Поступали туда как в институт: надо было выучить отрывки басен и стихов и сдать экзамены.
«В школе существовало правило: вновь прибывшие ученики становились подшефными у стареньких, которые должны были всячески помогать им, давать советы, – рассказывает одноклассница Янковского Софья Стратонникова. – Ваня попал ко мне. Такой московский мальчик из хорошей семьи, тусовщик. Родители боялись за него, когда учеников отправляли в экспедицию на Соловецкие острова. Переживали, как Ваня поедет в плацкарте. Это сейчас пустили новые поезда, а тогда вагоны пребывали в ужасном состоянии...
Однажды в школу пришла мама Ивана, стала общаться с ребятами. «Я сначала даже не узнала ее! Подумала, что за красавица с фактурной внешностью, – продолжает Софья. – Оксана подарила мне фильм со своим участием «Статский советник». Мы сидели на полу школы, она маркером подписала видеокассету».
Стратонникова до сих пор вспоминает, как Янковский смастерил ей самокрутку. «На занятиях по режиссуре нам задали повторить кадр из фильма, – говорит Софья. – Мы работали в тройке с Ваней и еще одним мальчиком. Выбрали фрагмент из картины «Фотоувлечение» Микеланджело Антониони, где девушка курит и танцует. Но мы же не могли использовать настоящие сигареты! Было забавно, как Ваня из листа А4 делал мне самокрутку. Затем я пыталась что-то изобразить. Огонь не горел, но все было в дыму… Ребята смеялись. Кстати, несмотря на налет гламура, Ваню всегда отличала доброта. Звездным родством он не кичился».