На этой неделе в прокат выходит фильм «Петербург. Только по любви», Литвинова сняла одну из семи новелл и сыграла в ней главную роль. Актриса впервые побывала в этом городе в юности. Почти все детство она провела в Москве, училась в обычной школе №246 в районе Свиблово. Ходить на занятия не любила, спустя годы не раз называла время учебы одиночеством и беспросветностью. Но это не мешало Ренате быть отличницей. В школе она начала писать рассказы. Правда, стеснялась и если читала их подругам, то говорила, что автор – чукотский писатель Рытхэу.
Герой романа
«Мы вместе прошли путь от ясельной группы детского сада до выпускного класса в школе, – вспоминает Татьяна Завольскова. – Рената была не особо общительной девочкой, но наши мамы дружили, к тому же я была старостой класса. Литвинова любила рассказывать страшные истории, например, про покойников, они ей постоянно виделись. Рената собирала всех ребят из группы в круг, укутывала в одеяла и начинала фантазировать на мрачные темы, цитировала «Вия». Жути нагоняла! Но все слушали с интересом. Одних нас никуда не пускали, гуляли в парке только с мамами. Как и многие дети, закапывали «секретики» – фантики от конфет, жвачек прятали под стеклышко и сверху засыпали песком или землей, а потом искали, кто что спрятал. Находили не всегда. Еще помню, мы не раз предпринимали попытки воссоздать запах популярного тогда одеколона «Русский лес».
Собирали листья и цветы, давили, мяли, смешивали. Но парфюмеры из нас, честно скажу, были неважные. В школе Рената предпочитала держаться особняком, ни к кому не набивалась в друзья, и ее, собственно, никто не трогал. Если мы с девчонками собирались у меня дома, то Рената не спешила принимать участие в наших разговорах – усаживалась за пианино и бренькала гаммы. В старших классах у нее было увлечение – собирала открытки с фото знаменитостей. Когда видела у меня такую, какой у нее нет, просила обменять. А я всегда отдавала просто так – это же всего лишь кусок картона, но для нее он был на вес золота. Из советских знаменитостей Рената особенно выделяла Людмилу Гурченко. Литвиновой нравились ее стиль, манера говорить. Помню, как она обхватывала руками свою талию и произносила: «Вот представляешь, у Гурченко 48 сантиметров, это же просто потрясающе, вот к чему надо стремиться». Безусловно, Рената проделала огромную работу, создавая свой имидж «странной девочки не от мира сего». Манера речи, необычная жестикуляция, конечно же, часть тщательно спланированного образа, который она себе придумала».
Будущая звезда в классе была самой высокой, поэтому, как и все девочки модельного роста, подвергалась насмешкам окружающих.
Без вины виновные
В одном из интервью Литвинова сказала, что ее учительница по русскому и литературе была ироничной женщиной, которой нравилось оставлять ее после уроков, но не ради факультативных занятий.
«Мы немножко читаем о своей ученице в газетах, – говорит «СтарХиту» преподаватель истории Надежда Зубова. – В одной из статей Рената сказала, что все, чему ее научили в школе – это мыть пол. Я дружила с классной руководительницей Тамарой Михайловной и знаю, как сильно ее это обидело. Ведь любовь Ренаты к русскому и литературе – во многом заслуга этого педагога. Своих детей у нее не было, и она, можно сказать, душу вкладывала в Литвинову: заботилась о ней почти по-матерински, занималась дополнительно, ведь девочка, честно говоря, писала средненько. Тамара Михайловна ее подтянула. А отдачи получила ноль. Хочется верить, что со временем ее отношение изменится, но годы берут свое, и преподавателей, которые с ней занимались, можно уже пересчитать по пальцам, все они в преклонном возрасте. Той самой Тамары Михайловны не стало несколько лет назад. Жаль, но, выпустившись из школы, Рената ни разу не вспомнила ни о своих одноклассниках, ни об учителях».