Пой, Леночка!
В 2011 году в отечественном шоу-бизнесе разразились два громких скандала – в плагиате песен обвинили модных и дорогих исполнителей Елену Ваенгу и Стаса Михайлова. В марте прошлого года лидеру рок-группы «Умка и Броневик» Ане Герасимовой знакомые рассказали, что Елена Ваенга исполняет романс на стихи Марины Цветаевой «В мое окошко дождь стучится», музыку к которому написала Аня.
– До этого я вообще не знала, кто такая Ваенга, – сказала StarHit «Умка». – Позвонила ее директору, попросила прекратить петь эту песню. А он спрашивает: «Почему так неконструктивно? Сказали бы лучше: «У меня есть еще песни. Не хотите ли вы их исполнить?» Я ему: «Нет, спасибо, я свои песни пою сама. И вообще раз уж пели, может, денег каких дадите?» «Мы вам можем дать тысячу рублей», – сказал директор. Я посмеялась и отказалась…
Эту историю Аня рассказала в своем блоге, после чего ей сначала позвонил разгневанный директор Ваенги, а потом и сама певица.
– Елена извинилась, пожаловалась, что у нее тоже часто песни «дерут». Я говорю ей: «Леночка, да если уж так нужно, берите и пойте, все равно оно не совсем мое», – говорит Аня. – Все-таки песня на стихи Цветаевой, и мелодия там дежурная. Хотя в голову-то она пришла именно мне, и спела первая ее я. В качестве подтверждения есть видеосъемка 1995 года. Не вижу смысла раздувать эту тему – это не плагиат, а недоразумение. Елена была уверена, что музыка «народная».
На официальном сайте певицы песня «раздора» называется «Была я уличной певицей», авторство «Умки» указано. Администратор Виктория Даняева ответила StarHit: «Елена не комментирует данную ситуацию».
Советский хит Михайлова
Стаса Михайлова уличили в нарушении авторских прав родственники советской поэтессы Елены Николаевской, которая ушла из жизни в 2006 году. Еще в 2005 году певец записал песню «К тебе иду», в реестре Российского авторского общества (РАО) зарегистрировали его авторство. Однако в прошлом году всплыло, что это калька со стихотворения Николаевской, которое она написала в 70-е годы прошлого века. Михайлов лишь перепевает их с измененными окончаниями глаголов – поменял с женского на мужской род. После таких обвинений на официальном сайте Стаса Михайлова сразу же появилось имя поэтессы как автора слов песни, но потомкам Николаевской от этого легче не стало.
– Что тут скажешь? Нет у человека ни стыда, ни совести, – посетовал StarHit Сергей Орджоникидзе, сын поэтессы. – Но судиться я с ним не собираюсь, не так я воспитан. Время рассудит, кто был прав…
– Стихи действительно Николаевской. Видимо, песня по недоразумению была записана в РАО на имя Стаса, – сообщил StarHit директор певца Сергей Кононов. – Мы не стали это выяснять. Мы не общаемся по авторским правам, все они принадлежат фирме «Квадродиск», они этим занимаются. А историю раздули СМИ, это же было очень давно, когда Стас еще не был таким известным…
Урок пения для Бритни Спирс
Еще в 2004 году учительница написала мюзикл «Дюймовочка», фрагменты из которого, по ее мнению, легли в основу песни Criminal, записанной поп-дивой в 2011 году. Причем на мотив детской песни Бритни поет о любви к преступнику. О том, каким образом ее музыка могла дойти до Спирс, Софронова может только предполагать.
– Несколько лет назад композитор Александр Журбин взял диск с моей музыкой, обещал помочь в продвижении и пропал, – поделилась Юлия со StarHit. – Найти я его не могу. Раньше он жил в Америке и сейчас, видимо, туда часто ездит. Может, это вместе с ним мой диск уплыл туда?
Когда продюсера певицы попросили прокомментировать эту ситуацию, он сделал круглые глаза: «Не представляю, где Бритни могла услышать эту песню?» Теперь этим делом занимается Международная адвокатская контора, которая уже не первый год защищает авторские права Ильи Лагутенко и в которую обратилась Юля.
– Претензия может быть направлена как самой Бритни, так и звукозаписывающей компании, распространившей песню, – заявил StarHit адвокат Егор Носков. – На первом этапе планируем договориться о выплате компенсации или возвращении авторских прав. Если не придем к компромиссу, обратимся в суд. Шансы выиграть дело довольно велики: произведение Софроновой не раз было публично исполнено, в том числе на фестивале «Кинотаврик» в 2005 году. Суд будет проходить за рубежом, а там «звездность» ответчика не играет роли. Сумма возможной компенсации зависит от страны, где проходит разбирательство. В России автор, которому удалось отстоять свои авторские права, может получить максимум несколько миллионов рублей. В Америке есть прецеденты, когда жертвы плагиата отсуживали десятки миллионов долларов.
– Я не барыга, но от компенсации не откажусь, – говорит Юлия. – Мне деньги нужны на развитие моей детской студии. Но и важно вернуть свое авторство!
Памяти Виктора Цоя
А вот Первому музыкальному издательству уже удалось отстоять авторские права наследников Виктора Цоя. Знакомый проигрыш из песни «Скоро кончится лето» (1990 год) группы «Кино» в прошлом году зазвучал в треке Heaven, который в 2011 году крутили на всех радиостанциях и дискотеках мира. Но в авторах значились лишь диджей российского происхождения из Бельгии Timofey (Тимофей Резников) и диджей Bartosz Brenes с Коста-Рики.
– Мы обратились с претензией в немецкую компанию, запускавшую этот трек, – рассказал StarHit Дмитрий Майко, заместитель генерального директора Первого музыкального издательства. – Оказалось, они понятия не имели, что использована чужая интеллектуальная собственность. В итоге вопрос решили полюбовно: иностранцы заключили с нами договор и стали указывать Цоя в числе авторов. Теперь 50% от доходов, приносимых синглом Heaven, идут наследникам лидера «Кино».
Прованс» в Канаде, «Одиночество» в Польше?
«Русская поп-певица украла песню у Hot Hot Heat, и MTV поймали ее на этом», – написал в своей страничке в Тwitter участник коллектива Стив Бейс. Однако от каких-либо комментариев агент группы Шэйн Тралин, к которому обратился StarHit, воздержался. Елка тоже пока никак не отреагировала на обвинения.
– Потому что никаких официальных исков из Канады певица не получала, – заявила Лиза Феофанова, PR-менеджер Елки. Автором слов и музыки является Егор Солодовников, который говорит, что не знаком с творчеством канадской группы Hot Hot Heat.
А продюсер и композитор Виктор Дробыш судиться ни с кем не собирается, хоть и узнал недавно, что его песню «Одиночество», которую уже больше года исполняет певица Слава, «умыкнул» поляк Rajmund. Певец успел даже снять клип, однако не удосужился спросить разрешения на перевод и исполнение песни у российского автора.
– А я ведь в таких случаях редко отказываю: мои хиты поют во многих странах Азии, а в Финляндии «Часики» из репертуара Валерии и «Поздно» Натальи Подольской в местном изложении даже заняли верхние строчки хит-парадов, но в случае с Rajmund никто ко мне не обращался, – рассказал StarHit Виктор.
– Говорить, что это умышленный плагиат, пока рано, – пояснил StarHit Дмитрий Майко, заместитель генерального директора Первого музыкального издательства, который представляет интересы Дробыша. –Сначала нужно выяснить, намерен ли польский исполнитель выкупить права на исполнение песни. Обычно в подобных ситуациях удается договориться. Чаще всего оказывается, что «воришка» просто не смог найти создателей хита или ждет, когда к нему обратится сам правообладатель и предложит заключить договор.
Авторы дарят хиты любимым исполнителям
Ирина Дубцова, композитор, певица:
– В самом начале карьеры я брала за свою песню 500 долларов, сегодня, конечно, больше. Правда, суперзвездам, таким как Киркоров, всегда делаю большие скидки – до 50%. Знаю, что больше, чем $50 тысяч за песню, наши авторы не берут.
Что касается плагиата и воровства. Однажды друзья рассказали мне, что Андрей Захаренков – он же Прохор Шаляпин, вместе с которым мы когда-то пели в волгоградском коллективе «Джем», зарегистрировал на свое имя, а потом и продал некой даме мою песню, написанную в 15 лет. Но я не стала раздувать шумиху из этого дела, просто улыбнулась.
Любаша, поэт и композитор:
– Через год после того, как Верка Сердючка исполнила мою песню «Елки», появилась песня «Галки» Сергея Ревтова в исполнении Филиппа Киркорова, очень похожая по мелодии и темпо-ритму. Как-то мы с Сергеем пересеклись в одной программе, и он сам мне сказал, что его даже друзья спрашивали: «Ты что это у Любаши хлеб отбираешь?» В общем, посмеялись и разошлись.
Песни для звезд, конечно, стоят меньше, чем для начинающих артистов. Ведь они вообще могут не дойти до зрителя. Я бы Алле Борисовне все свои песни подарила, но она в отличие от других поддерживает авторов и всегда покупает, а не просто берет.
Лариса Рубальская, поэтесса:
– Моя песня стоит 100 тысяч рублей. Но своим любимым артистам дарю их. Вот недавно подарила песню Таисии Повалий. Я не отслеживаю, ворует ли кто-то мои стихи. При этом очень хорошо понимаю людей, которые отстаивают свои авторские права в суде, потому что песни – их хлеб, они этим зарабатывают деньги. А у меня все-таки есть творческие вечера, концерты. Так что, даже если услышу от кого-то, что в другой песне звучат мои стихи, не буду переживать – напишу новые.
Лев Шапиро, композитор из Барнаула:
– До знакомства с Лепсом я записал пять сольных альбомов, неоднократно предлагал свои песни различным радиостанциям и продюсерским центрам Москвы, и все безрезультатно. Помог мой друг бизнесмен Аркадий Кац, который дружит с Григорием Лепсом и Александром Розенбаумом, – в 2010 году замолвил за меня словечко. Лепс сам мне позвонил и сообщил, что будет записывать песню «Самый лучший день», которую я написал еще в 2005 году. Через неделю его юристы прислали договор. Кстати, я был готов просто подарить певцу эту композицию, но Лепс отрезал: «Подарок для меня – это слишком дорого. Давай я буду тебе платить за все песни. Сумму называть не хочу, но слышал, что песни, написанные такими авторами, как Виктор Дробыш, Игорь Крутой, Константин Меладзе, обходятся исполнителям гораздо дороже, чем в моем случае. На «Золотом граммофоне», сидя в зале Кремлевского Дворца, просто радовался тому, что моя песня стала хитом и исполнял ее один из лучших певцов страны. Сейчас я написал специально к юбилею Лепса (15 июля ему исполнится 50 лет. – Прим.StarHit) новую композицию «Жить, чтобы жить». Там есть такие строки: «Петь, любить, дружить – на грани возможного,
Жить, чтобы жить, – ничего сложного». Лепс ее сразу одоб‑
рил, а к материалу он очень требователен.
Михаил Андреев, поэт из Томска:
– В 80-х годах я написал первый хит – «Отпустите, мамы, девочек на улицу», его исполнил Виктор Салтыков, в то время лидер группы «Форум». Потом меня разыскал сам Игорь Матвиенко. Я стал писать для групп «Любэ», «Иванушки International», «Корни», «Фабрика». С Колей Расторгуевым мы подружились. Часто созваниваемся, обговариваем новые проекты, иногда вместе ездим на охоту, ночуем на заимках. За подаренные хиты звезды часто благодарят, но делают это по-особому. Например, Расторгуев иногда звонит и читает мои стихи, как бы признаваясь ими в любви к творчеству. Вообще же технология создания и «жизни» песни более сложная, чем ее представляют слушатели, а гонорары поэты и композиторы получают не один раз, «сдав текст», а в течение всего времени, пока звучит их хит: в этом случае идут авторские отчисления с каналов и радиостанций (о гонорарах поэт не хочет говорить, но известно, что это основной его доход, благодаря которому он купил квартиру в Москве. – Прим.StarHit).