Сильный характер и упорство помогли Вивьен Ли стать звездой Голливуда в то время, когда в Америке не слишком жаловали английских актрис. Она ломала стереотипы, демонстрируя нестандартный подход к работе: пошло шутила, чтобы разрядить обстановку, спорила с режиссерами, пока другие артисты смущенно молчали.
До сих пор Вивьен считают одной из самых красивых актрис Голливуда. Ли боялась, что из-за привлекательной внешности ее не будут принимать всерьез. Хотя некоторые драматурги действительно выказывали сомнения по поводу наличия у британки таланта, она заслуженно смогла завоевать две премии «Оскар».
У любой успешной женщины должна быть яркая история любви. Вивьен не стала исключением из этого правила, но, к сожалению, не сумела сохранить брак с обожаемым ею Лоуренсом Оливье. Что же стало главной причиной краха звездного союза: сложный характер актрисы, ее психическое расстройство или же равнодушие Оливье?
ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ
Вивиан Мэри Хартли появилась на свет 5 ноября 1913-го в Дарджилинге в семье военнослужащего. Мама девочки играла в небольшом театре и однажды задействовала трехлетнюю дочь в спектакле. С того момента Вивиан грезила идеей стать актрисой.
Первым учебным заведением ребенка оказалась школа при монастыре Святого Сердца в Англии. Вопреки надеждам матери, смиренной католичкой девочка не выросла: на летних каникулах папа часто забирал ее домой, водил на скачки, наряжал в дорогие платья и с гордостью показывал друзьям. Никто и не заметил, как из подростка Вивиан превратилась в привлекательную девушку.
При поддержке отца она поступила в Королевскую Академию Драматических искусств Лондона. Еще во время учебы Хартли начала сниматься в рекламе. Первой значимой ролью для актрисы стала работа в ленте «Дела идут на лад» в 1934-м. Тогда же артистка решила сменить имя на псевдоним. Так родилась звезда кино Вивьен Ли.
Критики высоко оценили игру актрисы в спектакле «Маска добродетели», хотя спустя несколько месяцев пьеса потеряла популярность. Зато на артистку обратил внимание режиссер Александр Корда, предложивший ей первый контракт. Тогда же состоялось и судьбоносное знакомство Вивьен с Лоуренсом Оливье. Вместе они снимались в «Пламени над Англией», но восходящая звезда уже грезила о роли Скарлетт из «Унесенных ветром».
После фильма «Янки в Оксфорде» Ли заинтересовались американские режиссеры. Несмотря на то, что на главную роль в экранизации романа Маргарет Митчелл претендовали полторы тысячи актрис, Дэвид Селзник рискнул и дал работу малоизвестной британке. Играть в проекте было непросто: за время съемок сменилось два режиссера, Селзник придирался к мелочам, а Лесли Говард, воплотивший на экране Эшли Уилкса, вовсе раздражал Вивьен Ли. Поначалу скептически к иностранке отнесся Кларк Гейбл, отчитав ее за опоздание, но после первой же непристойной шутки из уст женщины понял, что перед ним сильная личность, не имеющая ничего общего с чопорными англичанами.
Даже в такой сложной обстановке актриса смогла создать образ, который полюбили зрители по всему миру. Из восьми «Оскаров», присужденных «Унесенным ветром», один заслуженно достался Вивьен Ли. Ее называли англичанкой, ставшей символом Голливуда. Успех артистки рос как на дрожжах, и режиссеры предлагали ей все новые роли: в картинах «Мост Ватерлоо», «Леди Гамильтон», «Анна Каренина». Но некоторые драматурги относились к Ли настороженно, будучи наслышаны о ее взрывном характере. В то время никто не подозревал, что виной всему болезнь, а не банальная стервозность звезды.
Повторить триумф «Унесенных ветром» оказалось сложнее, чем думала артистка. После нескольких фильмов и гастролей со спектаклями Вивьен сыграла Бланш ДюБуа сначала в пьесе, а затем и в киноверсии «Трамвая «Желание». Персонаж был абсолютно непохож на любимую зрителями Скарлетт, а картина содержала намеки на изнасилование и беспорядочные половые связи, что стало причиной для многочисленных дискуссий. Непристойное чувство юмора помогло актрисе воплотить на экране неоднозначную историю. За роль Бланш Ли получила второй «Оскар», однако позднее призналась: эта работа серьезно расшатала ее психику.
Вивьен продолжала играть в театре и снялась еще в паре фильмов: «Римской весне миссис Стоун» и «Корабле дураков». Однако для поклонников самыми яркими ролями актрисы так и остались Скарлетт О’Хара и Бланш ДюБуа.
РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ
Обучаясь в Королевской Академии, Вивьен встретила юриста Герберта Ли Холмана. Он был старше почти на 14 лет, однако студентке казалось, что она сможет создать семью с опытным и мудрым мужчиной. Влюбленные поженились, а через год у них родилась дочь Сюзанна.
Семейная жизнь быстро разочаровала Вивьен: ей совсем не хотелось сидеть дома, заниматься хозяйством и менять пеленки. Тогда друзья и порекомендовали артистку режиссеру картины «Дела идут на лад». Все больше углубляясь в работу актрисы, молодая мама с каждым днем отдалялась от мужа и дочери.
Вивьен мечтала о разводе, особенно, встретив Лоуренса Оливье. Барон был женат, что, впрочем, не мешало актрисе ходить на его спектакли. Взаимная страсть охватила артистов на съемках фильма «Пламя над Англией». Они бросили прошлые семьи, оставили детей на попечение супругов и стали жить вместе, однако официально расторгли браки только в 1940-м. Коллеги поражались всепоглощающей любви, царившей между звездами. Разлука для них была подобна трагедии.
Удручал ли барона Оливье неожиданный успех избранницы после выхода «Унесенных ветром»? Знакомые считали, что очень, ведь отныне актера называли не иначе, как мужем Вивьен Ли. Ее слава затмила популярность Лоуренса, что не могло не сказаться на отношениях в семье.
Вивьен искренне любила Оливье и старалась сделать все, чтобы не навредить его самооценке. Актриса заявляла, что ненавидит Голливуд, подпирала статуэткой «Оскар» дверь, рвала хвалебные заметки о себе в газетах. Ради мечты супруга о собственных спектаклях, Ли отдала ему все сбережения. Кроме того, она хотела подарить избраннику наследника, но здоровье не позволило: организм ослаб от напряженной работы и недосыпания, что привело к выкидышу.
Но что же на самом деле разрушило отношения пары? Все чаще Лоуренс обращал внимание на странное поведение жены. По нескольку дней актриса бывала гиперактивной, затем следовал эмоциональный срыв, когда она бросалась на мужа с кулаками и рыдала, а потом ничего не помнила и раскаивалась. Оливье предлагал Вивьен обратиться за помощью в больницу, но та отказывалась до последнего, потому что верила: спасти ее может только любовь.
ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ
Выражение мужем чувств действительно первое время способствовало улучшению психического состояния Ли. Когда Лоуренс проявлял заботу и присылал нежные письма, Вивьен ощущала душевный подъем. Но истерики возвращались, а терпеть их Оливье становилось все сложнее.
Недуг обострялся, и актриса выражала агрессию не только дома, но и на съемочной площадке. Она многое забывала, а когда, наконец, обратилась в клинику, узнала о неутешительном диагнозе — маниакальной депрессии. В то время лечить расстройство личности эффективно не умели, и от таблеток и электрошоковой терапии поведение Вивьен стало еще более неуравновешенным. Однажды артистку нашли обнаженной в парке, в другой раз она попыталась открыть люк в самолете и выпрыгнуть.
Современные врачи отметили бы, что у Ли ярко проявлялось биполярное расстройство, из-за которого от состояния крайней ярости она переходила к полной отрешенности, глядя в одну точку. Это серьезное заболевание было причиной всех бед актрисы, однако Лоуренс Оливье забил тревогу, только когда к нему добавился новый, более понятный диагноз — туберкулез.
Но время шло, а улучшений не наступало. За 20 лет брака Лоуренс чувствовал себя в ловушке: он был прикован к больной жене и гламурному образу голливудской пары, обязанной ослепительно улыбаться, несмотря на внутренние страдания. Вивьен давно ощущала, как они отдалились друг от друга. Подозрения актрисы подтвердились, когда в одной из телеграмм Оливье сообщил, что любит Джоан Плаурайт и подает на развод. Новость раздавила Ли, усугубив и без того неустойчивое состояние ее психики.
Попытки вернуть мужа были бессмысленны, и в 1960-м Вивьен согласилась развестись. Она продолжала любить Оливье, все глубже погружалась в депрессию, страдала от бессонницы. Работа и романтические отношения с коллегой Джоном Меривейлом не смогли исцелить звезду от душевных ран, что уж говорить о вполне реальном туберкулезе.
В ночь на 7 июля 1967-го Ли осталась одна, пока Меривейл выступал в театре. Он нашел бездыханное тело актрисы на полу, когда вернулся домой. Больше всех о смерти артистки переживал Лоуренс Оливье. С грустью он пересматривал последний фильм с участием бывшей жены, где ее героиня Мэри в красках описала свою главную беду.
«Если не можешь получить то, о чем мечтаешь, — удовлетворяйся тем, что имеешь. Я хотела жить с пользой, и чтобы кто-то любил меня вечно, — твердила с экрана Мэри Трэдвел. — Нелепо, правда? Я выбрала не того человека. Он сделал меня знаменитой женой, а я превратила его жизнь в ад. Закончилось все разводом. Так что простите меня. Я не люблю слушать о счастливых браках. Я им завидую».
По материалам The Hollywood Reporter.
Фото: Getty Images, кадр из фильма «Леди Гамильтон», кадр из фильма «Трамвай «Желание», Legion-Media, кадр из фильма «Корабль дураков»