Андрей Васильевич ушел из жизни в ночь на 18 февраля в своей московской квартире. СМИ сообщали, что у актера, долгие годы страдавшего от сердечной недостаточности, остановилось сердце.
Сегодня с 10 утра по местному времени родные, коллеги и поклонники Мягкова провожают его в последний путь в МХТ имени Чехова, которому артист служил более 40 лет.
В последние годы Андрей Васильевич уже не снимался, считая, что золотой период русского кинематографа безвозвратно утерян. Несмотря ни на что, публика продолжает любить кумира. «Глыба, просто актерская глыба! Мощный артист. Ему подвластно не только романтическое начало, но и комедийное, и острокомедийное, и остротрагическое, и драматическое», — говорил о нем художественный руководитель МХТ имени Чехова Сергей Женовач.
«Очень жалко, что он ушел. Замечательный артист, интеллигентный человек, закрытый человек», — близким актера соболезновала Лия Ахеджакова.
«Он не был моим дружком, с которым могли бы приятельствовать. Но он был замечательным моим партнером. Он бы изумительным артистом, которому было подвластно все: он мог играть и драму, и трагедию, и, конечно, комедию. Человек, поцелованный Богом в темечко», — отмечала Светлана Немоляева.
Материал дополняется
За полчаса до начала траурной церемонии перед зданием театра стали собираться люди: многие держат в руках цветы, венки.
«Трудно найти слова. Уходит поколение больших артистов. Досадно, что его творчество сводят к рязановским фильмам. Он обладает уникальным даром личности. Остается его интонация, чувство импровизации... Истинный мхатовец... Трудно все осознавать... Я созванивался с ним. Он хотел вернуться, но здоровье не позволяло», — поделился на прощании театральный режиссер Сергей Женовач.
«Он был родным в нашей семье. Он был учителем, невероятно близким человеком. В какой-то момент жизни ты понимаешь, что роли не главное, а главное то, как он хранил принципы. Андрей Васильевич в этом смысле для меня был образцом. Он ушел, в последние годы жил затворником, занимался литературой, рядом с ним была жена», — подчеркнула хореограф Алла Сигалова, заведующая кафедрой «Пластическое воспитание» в Школе-студии МХАТ.
«Он был удивительной личностью — очень глубокой, серьезной, не допускающей в свой мир посторонних. Очень требователен был к материалу, который ему предлагали. Но как он играл! Кто видел его в спектакле «Мещане», никогда не забудет эту роль! Он захватывал своим обаянием и энергией все поколения. Я рад, что мы подружились», — сказал Евгений Герасимов.
«Андрей учился на курсе, которым руководил Василий Петрович Марков. Большего авторитета тогда в Школе-студии МХАТ не было. Он учился у Зинаиды Соколовой — сестры Станиславского. Вот эту школу Андрей перенял. Чуткое ощущение школы, идей художественного театра. Какая скромность, нежелание выходить на первый план. Он не сочетался с тусовкой, но был очень компанейским, простым в общении. Простой, легкий, деликатный. Андрей играл лучше всех и никогда не высказывал претензий. Он не хотел никого учить и не считал себя вправе это делать. Эти годы в «Современнике» были ознаменованы тем, что он стал вровень с лучшими артистами театра — Олегом Ефремовым и Галиной Волчек. Мы всегда у Андрея учились играть, выступать на собраниях. Он всегда высказывал руководству критику, не боялся говорить это и Олегу Ефремову и Олегу Табакову. Мы все к нему прислушивались. Он был строителем театра», — поделился Авангард Леонтьев, вспомнив период служения Мягкова в театре «Современник» с 1965 по 1977 годы.
«Мы все плачем. Это планета, которая от нас уходит. Он воспитал поколения. То, что он вложил в нас, мы несем. Одна из моих первых удач — роль старухи в пьесе Цветаевой «Метель». Когда у меня ничего не получалось на репетициях, он сказал: «Ну что, мне остается только верить». Спасибо вам огромное, вы никуда не уйдете от нас», — поделилась воспоминаниями и артистка Марина Брусникина.
«Я сыграла с Андреем Васильевичем во многих спектаклях. Я играла Заречную, он Тригорина. В нём была живость. Это было поколение мхатовских стариков. Жить с ними на сцене было прекрасно. Ты чувствовал невероятную любовь зрителя. В «Мещанах» Андрей Васильевич играл человека нервного, жесткого. Играю с ним сцену, он меня ненавидит. Он ненавидел мою героиню. Потрясающая способность жить!» — отметила Евгения Добровольская.
«Последняя роль Андрея Мягкова была в спектакле «Белый кролик» — сейчас она читается как автобиографичная. Герой Мягкова не видел, не чувствовал окружения живых, но видел странного никому не ощущаемого белого кролика. Он с ним общался, он знакомил с ним невидимым всех, кто был рядом и каким-то странным образом все приняли это мнимое существо. Жена Анастасия Вознесенская тоже была занята в этом спектакле, и он для нее тоже стал последним в творческой биографии. На одном из спектаклей ей стало плохо — инсульт. Все, увезли в больницу, она больше никогда не вышла на сцену и Андрей Васильевич,востребованный актер — и в театре, и в кино — тоже покинул сцену. Он сделал это ради Аси, которой он должен был помочь выжить и жить. Ася всегда должна была быть рядом с ним», — рассказала Дарья Юрская.
К 12 часам траурное мероприятие подошло к концу. Гроб с телом актера вынесли под громкие аплодисменты и крики «Браво». Похоронят актера на Троекуровском кладбище.
По материалам Life, «МК»
Фото: Legion-Media, Никеричев Андрей/АГН «Москва», Маргарита Новак