В среду, 16 августа, весь Интернет облетела печальная новость о смерти актрисы, которую называют одним из символов российского кинематографа эпохи перестройки. Вера Глаголева ушла на 62-м году жизни. По некоторым данным, звезда боролась с онкологическим заболеванием. Сама знаменитость, а также ее родные и близкие предпочитали не комментировать слухи, муссировавшиеся в прессе. «СтарХит» вспомнил самые яркие моменты биографии народной артистки России и ее путь к успеху.
ДЕТСТВО В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ
Вера Витальевна родилась в семье учителя физики и биологии. Семья будущей актрисы жила в самом центре Москвы, на Патриарших прудах. В своих интервью Глаголева говорила, что это ее самый любимый район в столице.
Родители Глаголевой прививали ей любовь к искусству. «В нашей семье никогда не было культа вещей. Жили другим. Слушали пластинки с хорошей музыкой (классику, Вертинского), выписывали толстые журналы («Новый мир», «Иностранную литературу»). Иногда удавалось достать через десятые руки запрещенные книги – размноженный на печатной машинке «самиздат», – вспоминала она.
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ И ЗНАКОМСТВО С БУДУЩИМ МУЖЕМ
В юности Вера росла весьма спортивной. Глаголева устраивала побоища с братом и увлекалась стрельбой из лука. Надо сказать, что девочка была мастером спорта и даже выступала в составе юношеской сборной. Тогда она даже не думала о том, чтобы блистать на экране.
Однако судьба распорядилась иначе. Сразу же после окончания школы Глаголева стала актрисой, причем это произошло совершенно случайно. Оператор ленты «На край света…» заметил ее на «Мосфильме» и пригласил на пробы. «Я ничего не знала о том, как снимается кино, как проводят фотопробы. Я была очень страшной!» – говорила звезда в эфире программы «Сегодня вечером». Возможно, определенную роль сыграл яркий образ девушки.
«Я пришла в синих брюках-«трубах», сабо и с прической, как у Мирей Матье. Полукруглую челку накануне выстриг мне брат. После сеанса мы зашли в буфет»,– рассказывала знаменитость.
В результате Веру утвердили на главную роль в картине. Изначально вместо юной спортсменки хотели взять другую артистку, но режиссер Родион Нахапетов настоял на ее кандидатуре. Деятелю искусства понравилась естественность Веры. С того момента Глаголева начала карьеру в качестве актрисы.
В 1977 году Веру Глаголеву пригласили в фильм «В четверг и больше никогда» режиссера Анатолия Эфроса. Он был впечатлен игрой начинающей актрисы и мечтал увидеть ее в составе труппы театра на Малой Бронной. Однако под влиянием Нахапетова артистка отказалась, дав короткий комментарий: «У меня не получится». Впоследствии Глаголева сильно сожалела и говорила, что многому могла бы научиться у Эфроса. Именно его и Нахапетова знаменитость считала своими учителями в кино.
Вскоре актриса вышла замуж за Родиона и родила ему дочерей Анну и Марию. В числе совместных работ Глаголевой и Нахапетова можно найти такие картины, как «Враги», «О тебе», «Идущий следом» и «Не стреляйте в белых лебедей».
ТРИУМФ ВЕРЫ ГЛАГОЛЕВОЙ
Несмотря на отсутствие специального образования, Глаголева в короткие сроки стала востребованной актрисой. Веру Витальевну охотно приглашали в кино и на телевидение. Критики считали, что артистка обладает уникальным типажом – внешней хрупкостью в сочетании с большой внутренней силой и цельностью. Эксперты также выделяли пластику Глаголевой и ее киногеничную внешность.
В конце 80-х актриса стала настоящим секс-символом российского кинематографа. Фильмы «Сошедшие с небес» и «Выйти замуж за капитана» называют классикой перестроечного периода. Миллионы девушек мечтали походить на Глаголеву и копировали ее образ. За роль в картине режиссера Виталия Мельникова женщина получила звание «Лучшей актрисы 1986 года» по результатам опроса журнала «Советский экран». Интересно, что в ленту «Выйти замуж за капитана» Вера попала совершенно случайно.
«Там была такая ситуация: сначала снимал один режиссер, но съемки остановили. И вообще снимали другую историю. Офицер-пограничник ищет себе жену. И в фильме сначала было четыре героини: одна – учительница, вторая – доярка, третья – не помню, а четвертая - моя героиня, корреспондентка. Но потом Виталий Мельников вместе с Черныхом переделали сценарий, и осталась только одна женщина – Лена. Нас с Виктором Проскуриным и утвердили», – делилась звезда.
Считается, что в дуэте с известным актером Вера Глаголева создала образ женщины нового времени, который и стал ее амплуа на ближайшие годы. Однако сценический успех – это одно, а жизнь в эпоху перестройки была совсем другой. Знаменитость не скрывала, что ей, как и многим, пришлось крайне нелегко. Однако артистка не теряла надежды.
«Хуже всего, по-моему, было в восьмидесятые. Помню, взяла с собой на съемки в Керчь детей. Приехали, а в магазинах обычную курицу не найдешь – дефицит, вещи постирать нечем – нет ни мыла, ни порошка. Какой-то ужас! Но люди ко всему приспосабливаются. И в памяти, к счастью, чаще остается не плохое, а хорошее. Когда думаю о том времени, у меня на первом месте не перебои с продуктами в Керчи, а картина «Звездопад», в которой снялась. И начало 90-х у меня ассоциируется не с московскими очередями, а с фильмом «Сломанный свет», над которым я работала как режиссер. По сути, тогда мне удалось доказать всем и в первую очередь себе, что я способна на большее, чем актерство», – признавалась Глаголева.
В подготовке статьи использовались материалы изданий «Мослента», журнала «Октябрь», Glamour, Film.ru и «Факты».