Профессор Лебединский громко заявил о себе хитом «Я убью тебя, лодочник!», а затем закрепил успех, выпустив авторские композиции «Доче» и «Там вдали, у метро». Его кавер на песню Dragostea din tei почти год лидировал в чартах и звучал на всех радиостанциях страны. Однако сегодня у поклонников нет возможности посетить концерт кумира в России.
28 мая Алексею Лебединскому исполняется 52, и уже шесть лет он живет в Майами. Еще в начале 2000-х у музыканта случился творческий кризис: разочаровавшись в отечественном шоу-бизнесе, он погрузился в глубокую депрессию и в итоге загремел в больницу. Это далеко не единственное испытание, выпавшее на долю звезды 90-х. Что же пережил артист и обрел ли долгожданное счастье в «стране грез»?
ВМЕСТО КАРЬЕРЫ ПИАНИСТА
Алексей Лебединский появился на свет в интеллигентной ленинградской семье профессоров медицины. Родители и не надеялись, что сын пойдет по их стопам: с раннего возраста главным интересом мальчика стала музыка. В три года ребенок сыграл первые гаммы на фортепиано, а в пять — сочинил авторскую мелодию.
В элитной гимназии Алексей изучал французский язык, а благодаря таланту и трудолюбию стал одним из лучших выпускников музыкальной школы. После триумфального выступления юноши в Ленинградской филармонии сам Святослав Рихтер назвал его своим преемником. Но Лебединский отказался от карьеры классического пианиста.
Неожиданно для близких Алексей отдал документы не в консерваторию, а в электротехнический институт. После первого курса он ушел в армию, а вернувшись, устроился в ТЮЗ осветителем. Впрочем, музыка из жизни бунтаря не исчезла: на службе он играл в оркестре на трубе, затем выступал с «Собранием сочинений» и работал клавишником в коллективе «Секрет».
В 1990-м Лебединский создал собственную группу «Близнецы», которая спустя год выиграла конкурс «Приз-клип», а позднее представила Петербург на фестивале «Белые ночи в Венеции». Параллельно музыкант работал аранжировщиком в Союзе композиторов, а затем и редактором проекта Кирилла Набутова «Адамово яблоко». Алексею удавалось сочинять подходящие треки для телезаставок и рекламы, например, для «Утренней почты». Однако он жаждал большего и начал записывать в домашней студии авторские песни.
Слава обрушилась на артиста после выхода альбома с ироничными каверами «Давай-давай!», записанного совместно с «Русским размером», и релиза синглов «Я убью тебя, лодочник!» и «Я никому не скажу». Тогда появился псевдоним «Профессор», который, вопреки всеобщему мнению, Алексей выбрал не в честь родителей-интеллигентов.
«Если помните, в начале 90-х было сложно заказать такси. Когда мне приходилось это делать, я всегда говорил в трубку: «Профессор Лебединский, на вызов!», и машину немедленно подавали. Видимо, думали, что я доктор, — пояснял Алексей. — Признаюсь, изначально я не хотел выходить на сцену со своими песнями. Ведь я хороший музыкант. Треки же мои были стебом, шутками, сочиненными и записанными за десять минут».
Меньше чем за год шоумен завоевал популярность в России и за рубежом. Певец собирал стадионы, а его композиции неделями занимали первые строчки хит-парадов. Неудивительно, что за гастролями по стране последовали туры в Германию и Швецию.
В 1997-м музыкант выпустил сольный альбом, куда вошла песня «Учат в школе». После успешной презентации пластинки артист окончательно убедился, что занял собственную нишу в шоу-бизнесе. В конце 90-х видеоклипы на треки «Доче», «Там вдали, у метро» и «Спят усталые игрушки» с участием Романа Трахтенберга транслировались на всех популярных каналах.
НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКАНТ
Хрипловатый тембр, ритмичные мелодии, использование мата для «красного словца» — Профессор Лебединский умело вписался в мир шансона. Но воспринимать его исключительно как музыканта было бы неправильно: артист и шоумен прославился еще и как специалист по рекламе и фотохудожник.
«Полтора года проработал в нефтяной компании советником президента по рекламе и пиару, до этого сотрудничал и с другими крупными организациями. Реклама — такая же любимая и давняя моя деятельность, как и музыка. Много лет профессионально занимаюсь фотографией — продаю работы, беру заказы на съемки авторской рекламы. Фотографировать, проявлять, печатать меня научил папа еще в раннем детстве, но до 2001-го года все это было бытовым баловством», — рассказывал певец.
Кадры Алексей публиковал на просторах Интернета, после чего стал сотрудничать с общественно-политической российской газетой и фотографировать знаменитостей за гонорар. С середины 2000-х Лебединский часто устраивал выставки своих работ. Так увлечение выросло в профессиональную деятельность, но на самом деле первую камеру артист приобрел, чтобы снимать новорожденную дочку — в 1997-м.
О личной жизни музыкант говорил мало, ведь его семейная история закончилась весьма трагично. Расставшись с косметологом Светланой, Лебединский стал отцом-одиночкой, с трудом совмещавшим гастроли с воспитанием дочки Вероники.
«Было бы хуже, если бы я жил с той самой девушкой, которая портила нервы мне, а я — ей, и в итоге страдал бы ребенок — правильно? — рассуждал Алексей. — Поэтому я всегда стою за то, чтобы люди, которые друг другу не подходят, расходились немедленно».
Заботливый отец отправил наследницу учиться в Англию. Поначалу Ника проявляла музыкальные таланты, как папа, однако впоследствии стала склоняться к медицине. «Главное, чтобы у нее была в руках профессия, и она ни от кого не зависела», — заключил артист.
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И ПЕРЕЕЗД
В нулевых певец продолжал радовать слушателей пародиями: «Капельки» на мотив композиции Валерии «Часики», кавер на хит молдавской группы O-Zone Dragostea Din Tei под названием «Я ее хой» или «Я танцую пьяный на столе». На заре нового века он был безумно популярен, как вдруг исчез с радаров.
«Естественно, я пропал! А зачем мне писать музыку, если какой-то человек, мало что понимающий в ней, будет решать мою судьбу? — возмущался Лебединский. — Должна решать публика! Нравятся ей мои песни? Значит, они должны быть на радио, телевидении. Вместо этого в нашем шоу-бизнесе работала совсем другая схема. Все мы помним случаи, когда большие люди приводили к продюсерам или на телевидение своих «артистов», нередко совершенно не харизматичных и безголосых. Им делали тюнинг голоса и раскручивали по полной программе. В результате народ сейчас уже привык к бездарностям».
Артист признавался, что существовать в рамках шоу-бизнеса в страшной гонке гастролей и интервью, оказалось для него непосильной ношей. Музыкант мало спал, выматывался на концертах, а выступать на корпоративах перед олигархами считал испытанием.
Преодолев кризис, в 2005-м Профессор Лебединский отметил юбилей творческой деятельности в зале «Октябрьский», а спустя два года выпустил трек «Вовкина теперь», который критики назвали лучшим в его карьере. Однако последующие шесть лет ознаменовались затишьем, и популярность артиста без свежих каверов быстро пошла на спад. Новая пластинка «Лирика», вышедшая в 2013-м, показалась экспертам чересчур сентиментальной и была холодно принята слушателями.
В 2014-м Лебединский решил начать все с чистого листа и переехал в Майами. За границей на него посыпались предложения об открытии выставок в крупных галереях, что было несомненным плюсом. Однако жизнь в Америке оказалась не столь радужной: в соцсетях певец жаловался на отсутствие высокого уровня медицины, проблемы с перебоями электричества в доме и… повсеместный обман.
«Особенно в среде русскоязычного населения процветают непрофессионализм и чудовищная необязательность, — делился Лебединский в микроблоге. — Это касается и адвокатов, и покупки автомобилей, и аренды квартир, и ремонта помещений, и строительства, и вообще всего. Американские крупные компании, включая банки, тоже приносят массу неприятностей».
Несмотря на трудности, пока Алексей не собирается возвращаться на родину. Недавно он отметил годовщину иммиграции, назвав ее «шестилетием свободы». Певец продолжает заниматься творчеством и часто вовлекает в создание клипов поклонников: то просит их записать видео, которое в дальнейшем смонтирует в полноценный ролик, то прислать тексты частушек. Хотя пика популярности Профессор Лебединский достиг в России, за границей музыка и фото остаются важной частью его жизни.
По материалам «Радио Шансон», «МК», «Собеседник».
Фото: Анатолий Ломохов, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com, Vk.com