Через всю жизнь Сергей Бондарчук пронес воспоминания о Великой Отечественной войне. Возможно, поэтому актеру и режиссеру с блеском удавались съемки батальных сцен: ужасы боевых действий были знакомы ему не понаслышке.
До сих пор постановщика называют легендой отечественного кино. За «Войну и мир» он заслуженно получил «Оскар» и международное признание, а «Судьба человека» стала любимой картиной миллионов зрителей. На съемочной площадке Сергей Федорович действовал уверенно, на сто процентов отдаваясь работе. В сердечных делах Бондарчук сомневался гораздо чаще: легко ушел от первой супруги, но от второй, Инны Макаровой, не решался съехать несколько лет, хотя давно испытывал чувства к Ирине Скобцевой.
25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения режиссера. В памятную дату вспоминаем, как артист обрел личное счастье, и что погубило его, несмотря на громкий успех в кинематографе.
СКВОЗЬ ВОЙНУ К СЦЕНЕ
Будущий артист появился на свет в небольшой деревне Белозерка в Херсонской области Украины. Детство мальчика прошло в Ейске, а позднее он с родителями перебрался в Таганрог. Здесь юношу захватило драматическое искусство. Отец-инженер отговаривал сына от профессии актера, но Бондарчук был непоколебим в этом решении. В 1938-м Сергей Федорович поступил в театральное училище, но вскоре вопрос получения образования пришлось отложить из-за начавшейся войны.
На фронте Сергей Бондарчук участвовал в боях под Армавиром, Грозным и Моздоком. За проявленную смелость ему вручили орден Отечественной войны второй степени. В 1946-м юношу демобилизовали, и он вернулся домой, где смог продолжить учебу. Однако страшная картина сражений с противником на протяжении всей жизни преследовала артиста.
По возвращении с фронта Бондарчук окончил ВГИК. Талантливого выпускника сразу приняли на работу в «Мосфильм» и в Театр-студию киноактера. Он дебютировал в картине «Молодая гвардия», но широкую известность получил после роли в фильме «Тарас Шевченко». Лента настолько понравилась Сталину, что тот велел присвоить молодой звезде звание Народного артиста СССР.
Кроме того, у Сергея Федоровича появились особые привилегии: он мог работать за рубежом, поэтому снялся в картине «В Риме была ночь» Роберто Росселлини. Затем Бондарчука заинтересовала режиссура, и в 1959-м он выпустил ленту «Судьба человека» по книге Михаила Шолохова. Зрители приняли фильм с восторгом, и с тех пор артист часто выступал одновременно постановщиком и актером кино.
Одним из главных достижений режиссера стало создание киноэпопеи «Война и мир», где он также исполнил роль Пьера Безухова. На работу Сергей Федорович потратил шесть лет, зато ленту номинировали на «Оскар» и наградили призом фестиваля в Венеции. «Эта картина ему дорого обошлась. Он... умирал на ней. Внезапно остановили съемки и велели срочно готовить первую серию для фестиваля. Нужно было все срочно перезаписывать, озвучивать, писать музыку. У него даже остановилось сердце на несколько минут. Это была клиническая смерть», — сетовала жена артиста.
После ленты «Ватерлоо» постановщика уверенно называли мастером батальных сцен, а за легендарный фильм «Они сражались за Родину», в котором Бондарчук воплотил воспоминания об ужасах войны, ему присвоили Госпремию РСФСР. «Степь» по Чехову, «Красные колокола» — каждая новая картина сопровождалась успехом.
ТРИ ЛЮБВИ
Еще до войны Сергей Бондарчук связал судьбу с одногруппницей Ростовского театрального училища Евгенией Белоусовой. Их разлучила трагедия того времени: артист отправился на фронт, как раз тогда возлюбленная родила ему сына, но после страшных событий, увиденных на поле боя, Бондарчук вернулся домой другим человеком. Он хотел забыть прежнюю жизнь и уехал из Ростова в Москву.
Во ВГИКе актер познакомился с Инной Макаровой. Девушка очаровала его с первой минуты знакомства. «Он безумно меня любил, буквально на руках носил. По молодости обожала скатываться по лестничным перилам, Сережа очень боялся, что могу упасть, и когда я только садилась на перила, пулей летел вниз, чтобы успеть поймать меня. Наши педагоги — Сергей Герасимов и Тамара Макарова — говорили ему: «Береги Инну», они были рады тому, что мы вместе. Бондарчук зимой закутывал меня в свое пальто и водил на учебу во ВГИК, боялся, что могу простудиться. Он очень мной дорожил. В 1950 году у нас родилась Наташа», — рассказывала Макарова.
Но красивая история закончилась, когда Бондарчук уехал на съемки «Отелло» в Ялту с Ириной Скобцевой. На самом деле артист встретил Скобцеву гораздо раньше, чем началась работа над картиной.
Чем чаще актеры виделись, тем сильнее разгорались чувства между ними. Интересный случай произошел у пары на съемках сцены венчания в Риге. Ксендза в соборе не знал, что артисты работают над фильмом, и провел церемонию по всем правилам. «Когда мы выскочили оттуда, Бондарчук сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!» — вспоминала Ирина Константиновна.
Но легко ли Бондарчуку было бросить ради новой любви семью? Совсем нет, актер четыре года не решался рассказать о романе жене. Поэтому Инне Макаровой пришлось взять дело в свои руки.
«Поползли разные слухи, я долго им не верила. Потом начали идти анонимки, меня пытались обвинить в изменах мужу. В какой-то момент это все так надоело. Мне нужно было уезжать на съемки за границу, перед отъездом Сереже сказала: «Нам нужно расстаться». Он заплакал и ушел курить, — рассказывала Макарова. — Я уехала. В 1958 году мы развелись. Весь процесс развода ускорила Ирина Скобцева. Через год, а то и раньше, они поженились».
Расставание вышло тяжелым, но на протяжении долгих лет Инна Макарова была уверена: режиссера всю жизнь тянуло к ней, любовь не исчезла, мужчина просто ошибся в выборе. Совсем иначе считала Ирина Скобцева, благодаря которой Бондарчук решился снимать собственные фильмы. По мнению актрисы, Сергей Федорович никогда не жалел об уходе от Макаровой.
Жизнь в новой семье била ключом. В 1962-м на свет появилась дочка режиссера и Скобцевой, Елена. Девочка ненавидела свое имя и с ранних лет называла себя Аленой. А еще через пять лет родился сын Федор, которому была уготована судьба пойти по стопам знаменитого отца.
ЧТО СЛОМИЛО СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА
Все свободное время режиссер тратил на детей, приучая наследников читать книги и изучать живопись. Он и сам много рисовал, часто отдавая предпочтение библейским мотивам. Но, конечно, большую часть жизни Бондарчук провел в работе. Так, с 1987-го он возглавлял кинокомпанию «Время», а также преподавал в вузе.
После нескольких удачных фильмов постановщик не думал останавливаться на достигнутом. Режиссер грезил идеей воплотить на экране еще один роман Шолохова, «Тихий Дон». Для реализации плана он выбрал самое неудачное время: конец 80-х, когда грянул кризис, и средств на съемки почти не было. Обратившись за помощью к итальянским партнерам, Сергей Федорович начал работу, но закончить ее так и не смог.
Фирма зарубежных продюсеров прогорела, что привело к заморозке проекта. Банк арестовал все материалы картины. 160 тысяч метров пленки просто пылились на полке в сейфе. Неудача подкосила артиста, именно из-за этого провала его проблемы со здоровьем стали существеннее.
Клиническая смерть и проблемы с сердцем, с которыми Бондарчук столкнулся ранее, напомнили о себе. Затем выяснилось, что к прежним недугам добавился еще и рак. Но от своевременного лечения режиссер отказался: был слишком занят попытками реабилитировать съемки «Тихого Дона». Последние пару месяцев жизни он провел в кошмарных болях и страданиях, а 20 октября 1994-го скончался от инфаркта миокарда.
Годами родственники мечтали воплотить последнее желание Сергея Бондарчука. Все решилось, когда к борьбе за фильм подключились Владимир Познер и Константин Эрнст. В итоге спустя 15 лет Ирине Скобцевой удалось выкупить права на картину, и в 2006-м «Тихий Дон» вышел на экраны. Монтаж завершил наследник режиссера Федор.
Сергея Бондарчука нет почти 26 лет, но и сейчас верная супруга вспоминает о нем, живя мыслями о невероятной истории любви, которая произошла между ними. «Моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему», — подчеркивала Ирина Скобцева.
По материалам «Собеседника», «Коммерсанта», «7 Дней».
Фото: Legion-Media, кадр из фильма «Тарас Шевченко», кадр из фильма «Судьба человека», кадр из фильма «Война и мир», кадр из фильма «Отелло», кадр из сериала «Тихий Дон»