Андрей Кончаловский открыл в театре Моссовета шекспировский сезон: спектакль «Укрощение строптивой», премьера которого прошла на днях, — это первая часть трилогии, которую задумал режиссер. В год столетия театра (2023) он планирует поставить «Макбет», а позднее и «Бурю».
«Шекспир, будь то комедия, трагедия или фантазия, — это смесь небес и балагана, высокого и низкого, прекрасного и уродливого, чем собственно и является наша сегодняшняя жизнь», — говорит Андрей Сергеевич. И на сцене, действительно, творится нечто — шум, гам, танцы, смех, действие меняется ежеминутно, точно не давая заскучать. На протяжении 2,5 часов зритель наблюдает захватывающую схватку полов: что победит — мужская находчивость или женская экспрессия и хитрость. Этот вопрос в финале, кстати, остается открытым.
Главную героиню играет Юлия Высоцкая, для которой комедийная роль — большая редкость. Характер ее Катарины меняется с такой же скоростью, как и наряды — тут и вечерние образы, и кружева, и шелковые халаты, и, конечно же, подвенечное платье. Все костюмы создала художник Тамара Эшба, ранее работавшая с Кончаловским над «Вишневым садом» и «Тремя сестрами».
Кстати, при первом появлении на сцене Высоцкую не все сразу узнали — дело в необычном рыжем парике-каре. «Я вообще-то боюсь париков, они даже в театре не всегда органично выглядят. А в кино тем более, — признается актриса. — Для меня это всегда «папаха», что-то инородное. Для «Укрощения строптивой» их мне завивает, моет шампунем, укладывает Надюша Ампилова, которая когда-то гримировала Орлову, Раневскую и Плятта!»
Роль «укротителя», дворянина из Вероны Петруччо, играет приглашенный артист — Алексей Розин. Ему Кончаловский поставил непростую задачу, заявив: «Мне нужен летающий слон, сможешь?» И артист, несмотря на немаленькие габариты, буквально порхает по сцене, поражая то комичностью, то пластикой.
Что касается декораций, то здесь скорее царит минимализм — фонтанчик, стол, стулья, граммофон, зеркало. Но в один из ключевых моментов (тот самый спор между Катариной и Петруччо про Луну и Солнце) на подмостки вдруг закатывается настоящий ретро-автомобиль, что, конечно, расставляет акценты.
Из интересных деталей имеется еще интерактивный фон, служащий для смены итальянских пейзажей. По словам Кончаловского, — это пока единственно возможное техническое решение. Но после письма режиссера Собянину Департамент культуры выделил театру Моссовета 37,4 млн рублей для приобретения современного оборудования.
Среди гостей премьеры были замечены Лариса Долина, Людмила Максакова, Михаил Швыдкой, Сергей Шакуров, Нелли Кобзон, Пелагея, Егор Кончаловский, Мария Шумакова, Ида Галич и многие другие. Ближайшие показы спектакля пройдут 22 и 31 мая 2022.
Фото: Геворг Арутюнян, Елена Лапина