Юлия Рутберг впервые прилетела в Читу — она стала почетной гостьей Забайкальского Международного кинофестиваля. За два дня у актрисы море впечатлений: она уже несколько раз успела выйти на сцену, побывала в музее декабристов, в местном дацане, впервые увидела, как молятся буддисты… «Если у Льюиса Кэрролла Алиса была в Зазеркалье, то я — Юля в Забайкалье», — отметила она на церемонии открытия XI ЗМКФ.
А вчера она выступила в краевом драматическом театре с авторской программой «Кабаре «Бродячая собака». Прозвучали любимые стихи Рутберг из ее частной коллекции, каждый она предваряла историей из жизни — с младых ногтей до становления как артистки. Никаких пюпитров, суфлеров и прочих штучек, Юлия наизусть декламировала, рассказывала, вспоминала, шутила. На сцене лишь стул, несколько листов бумаги и чашка. Ближе к середине действа окажется, что в ней вовсе не кофе или чай, как полагали многие зрители.
«Вы наивно думали, что здесь чай или кофе? Здесь коньяк. Вы знаете, какая прекрасная актерская профессия. У вас нет коньяка, потому что вам нельзя, а у меня есть. Мне можно, но только в одном случае. Не пользы ради, а связок для (позже выяснится, что Юлия немного простыла — прим. ред). Я хочу выпить за вас, за ваши семьи, за ваших близких, родных. Я хочу, чтобы вы интересно жили. Читайте книги, поэзию, смотрите картины, слушайте музыку. Вы знаете, с годами выясняется, что жизнь очень короткая», — произнесла тост актриса.
Начался же моноспектакль с истории легендарного подвала в Санкт-Петербурге, где любили собираться талантливые люди всех мастей, в том числе, поэты Серебряного века во главе с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. При этом Рутберг и себя сравнила с «бродячей собакой» — это ее образ жизни, ведь она постоянно гастролирует.
«За полтора месяца у меня были Камчатка, Владикавказ, где было +26, через день — Салехард, где -24. Рыбинск, Ижевск и вот сейчас, значит, Чита. Конечно, иногда трудно, конечно, иногда хочется просто спать, как, например, сегодня, потому что бахыт-компот в голове от перемены биологических часов. Но я надеюсь, что мои сетования, когда я говорю, „Господи, как бы побыть дома со своими, полежать, почитать книжку“, Бог воспримет как такой скулеж, а не руководство к действию. Потому что, пока крыло свое Он простер надо мной и позволяет мне быть путешественником по всему миру. Это такие лотерейные билеты, когда у тебя есть возможность куда-то поехать, особенно далеко», — призналась народная артистка России.
Сама она на сцене в черном — бурно жестикулирует в лучах софитов, иногда чем-то напоминая мима, который то танцует вальс под стихи Северянина, то падает желтыми листьями на пол… Рассказывает о том, как с третьей попытки поступила в Щукинское училище, принимала участие в студенческих авантюрах, училась конвертировать детские недостатки во взрослые достоинства… Юлия иронично называет себя «заезжей московской штучкой», сравнивает с «глупой лошадью», размышляет о метаморфозах, происходящих с людьми искусства в разные периоды жизни.
«Бывает так, что у человека так звездно начинается его карьера, так прекрасно, он на обложках всех журналов, он обласкан, он не выходит из телевизора, награды, премии… А потом как будто тумблер переключается, и человека начинают забывать. Знаете, как у Люка Бессона, он начинает опускаться в голубую бездну. И только единицы могут дойти до дна, оттолкнуться и опять всплыть, как, например, великая Людмила Марковна Гурченко. После „Карнавальной ночи“ ее обожали! А потом обрубили. И десять лет потрясающая актриса сидела у телефона, который молчал, делала какие-то программы, писала изумительные книги. И она выстояла. И когда вспомнили о том, что существует Людмила Гурченко, она уже была совершенно другого уровня. Она была трагикомическая артистка», — делится Рутберг.
Вспомнила актриса и о сумасшедших гастролях во Францию: с выпускным спектаклем из Щукинского училища она в составе группы артистов была приглашена на фестиваль, собирала аншлаги и даже умудрилась обмануть местного градоначальника.
«Я уже читала стихи на французском, Теофиля Готье, кто-то пел на французском… Заканчивается спектакль, нам выбивают дверь французы, вваливается толпа, происходит что-то странное. Женщины начинают снимать с себя украшения, отдавать нам. Все рыдают, говорят, что мы потрясающие, неповторимые, невероятные, — описывает Юлия происходящее за кулисами. — И вдруг ко мне подходит симпатичный человек невысокого роста в элегантном костюме. Пять минут мне что-то с чувством говорит по-французски, я киваю. И потом прошу прощения, что не понимаю. У него челюсть со стуком ударяется об пол. Зовет переводчика, спрашивает: „Зачем она врет?“ Я говорю, что не вру и действительно не знаю французского языка, только кое-какие фразы. Тот негодует, что я его обманула на спектакле, потрясающе читала стихи, и поэтому он пришел узнать, кто родственники. Следующий спектакль — все то же самое, опять передо мной этот человек: „И сегодня я был, она меня опять обманула!“ Говорю, как я рада, что вы так зачастили. И он представляется — мэр города Сент-Этьен».
В те годы у бедных молодых артистов не было средств, чтобы позволить себе развлечения за границей. Да что там развлечения, даже ароматный багет в парижской кафешке был им не по карману. Но спустя много лет Рутберг вернулась в столицу Франции и закрыла один из гештальтов молодости.
«Первое, что я увидела, кто был во Франции — наверняка помнит, багеты с ветчиной, сыром, помидором и салатом. Выдохнула: „Господи, как я хочу есть“. Дальше — увидела платок, он красиво висит, на белом фоне клетка… Прекрасный платок. Остановилась и пообещала себе: если когда-нибудь еще приеду в Париж, то съем вот этот багет и куплю вот этот платок. И я вернулась именно на это место и, уже немного давясь, съела этот багет и купила этот платок. Если мы посылаем запрос в космос, он иногда нам отвечает. Да, вот у меня сбылась мечта», — признается звезда.
Сейчас она востребованная актриса — 35 лет служит в театре Вахтангова, сыграла более сотни ролей в кино. Юлии удалось не только добиться успеха, но и обрести гармонию внутри и стать по-настоящему счастливой.
«Должен быть собственный малый мир, в котором люди тебя любят просто так, ни за что. Не только, когда ты на пьедестале накрашен, но и когда ты больной, заплаканный, в бородавках, в лихорадках. Люди, которые тебе могут подставить руки, глаза, губы, плечи и вытащить из какого-нибудь пятого угла, в который мы периодически в жизни упираемся. И если у человека есть такой малый мир, населенный родственными душами, он по-настоящему счастлив. И если что-то стоит беречь, как зеницу ока, то именно это», — заключила артистка.
Скоро на нашем сайте — большое интервью с Юлией Рутберг.