3 марта 1981-го 39-летний Олег Даль ушел из жизни. До сих пор легендарного актера приводят в пример молодым артистам, ведь как никто другой он умел выкладываться на сцене и съемочной площадке. Перфекционизм сыграл с Далем злую шутку: словно белка в колесе, он выбивался из сил, чтобы донести до зрителей смысл спектаклей, продемонстрировать высокое искусство. Размер гонораров и перспективы не имели значения, главным для Олега Ивановича было не опуститься до уровня халтуры.
И профессиональные, и любовные неудачи артист переносил крайне тяжело. Из-за стресса его пристрастие к спиртным напиткам крепло с каждым годом. Ни одна из трех жен не смогла окончательно избавить актера от недуга. Даль умер, не оставив наследника, но сумел вписать свое имя в историю кинематографа. Так почему же он не дожил до сорока?
В погоне за совершенством
Олег Иванович появился на свет 25 мая 1941-го в Люблино в семье железнодорожного инженера и учительницы. В школьные годы ребенок увлекался баскетболом, однако вскоре был вынужден оставить спорт из-за проблем с сердцем. С той поры хобби мальчика резко изменилось, его заинтересовало искусство — литература, живопись. Сильно повлияло на Даля прочтение «Героя нашего времени» Лермонтова: юноша загорелся идеей стать актером и сыграть Печорина. Тогда он даже не подозревал, что мечта сбудется спустя полтора десятилетия.
Окончив среднюю школу, Олег Даль объявил родителям о желании поступить в театральное училище. Маму и папу план не обрадовал: профессия нестабильная, как и зарплата. Но выпускника было не остановить. На экзамене он зачитал отрывки из «Мцыри» и «Мертвых душ» и с блеском прошел отбор в «Щепку». Однокурсниками актера стали Михаил Кононов и Виталий Соломин.
В начале 60-х режиссер Александр Зархи задумал экранизировать повесть Аксенова «Звездный билет» и для этой цели искал артистов среди студентов театральных вузов. Олег Иванович прошел кастинг и получил роль Алика Крамера в картине, которую постановщик назвал «Мой младший брат». Фильм стал для Даля путевкой в мир кино. Вскоре им заинтересовались именитые драматурги. Так, Леонид Агранович пригласил актера сыграть Бориса Дуленко в ленте «Человек, который сомневается». С распростертыми объятьями его приняли и в труппе «Современника», хотя главных персонажей не доверяли на протяжении долгих лет.
Даля продолжали звать в кино, но далеко не все его амплуа оказались достаточно яркими, чтобы запомниться зрителю. Картины «Первый троллейбус», «Строится мост», «Женя, Женечка и «катюша» обрели узкий круг поклонников, а широкую популярность принесла актеру лента «Хроника пикирующего бомбардировщика». Критики говорили, что с выходом фильма настал пик карьеры Олега Ивановича: примерно тогда же ему, наконец, доверили крупную роль в «Современнике».
Блестяще артист воплотил на экране образ Шута в «Короле Лире», его игру оценили не только отечественные, но и британские эксперты. С переездом в Ленинград Даль устроился в местный драмтеатр, где быстро завоевал любовь публики. Помимо успехов, у Олега Ивановича случались и разочарования. Так, он участвовал в работе над фильмом «Земля Санникова», а впоследствии заключил, что из качественного материала сделали дешевку. С тех пор коллеги заговорили о перфекционизме Олега Даля, «мании совершенства», масштабы которой росли с каждым днем и губительно сказывались на психическом состоянии звезды.
«Не может быть!», «Тень», «Старая, старая сказка» — артист снимался в разноплановых картинах и справлялся с любой поставленной режиссером задачей. Однако из-за крайней избирательности Олег Иванович не согласился на роль Лукашина в «Иронии судьбы», а затем и на участие в «Экипаже». Постоянные отказы драматургам пагубно повлияли на его репутацию, от ярлыка опального актера было не избавиться. С конца 70-х постановщики неохотно приглашали Даля в свои проекты, и его последней киноработой стал «Незваный друг».
Любовная биография
Вся жизнь Олега Даля напоминала борьбу: за большие мечты, высокое искусство, свободу самовыражения. Не обошлось в его судьбе и без сражений за сердце избранницы. О любовном треугольнике Даля, Олега Ефремова и Нины Дорошиной не слышал только ленивый. Актриса с юности была привязана к Ефремову, но не ощущала взаимности. Олег Николаевич не отличался постоянством и верность мог хранить лишь театру, а не женщине.
Когда Дорошина собиралась уехать на съемки «Первого троллейбуса», Ефремов заверил, что присоединится к ней в выходные. Конечно, обещание актер не сдержал, так что девушке ничего не оставалось, кроме как коротать время на пляже. Погода стояла отвратительная, но расстроенная артистка все равно пошла купаться и едва не утонула. Ее спасителем оказался Олег Даль.
Ходили слухи, что Олег Иванович влюбился в Дорошину с первого взгляда. Он на самом деле боготворил актрису, однако развитие их отношения получили благодаря работе в одном спектакле «Современника». В итоге коллеги «дорепетировались до свадьбы», хотя, по мнению большинства, Нина Михайловна согласилась на брак с Далем из мести, назло Ефремову. Все сотрудники театра были приглашены на торжество в дом Александра Бурдонского. На празднике Олег Ефремов повел себя скверно: подошел к невесте и усадил ее к себе на колени со словами: «А любишь ты, лапуля, все равно только меня».
В силе чувств Даля никто не сомневался, а вот Нина Михайловна, хотя и тепло относилась к супругу, а провести с ним всю жизнь была не готова. После расставания с Дорошиной Олег Иванович вновь встретил любовь на театральных подмостках — Татьяну Лаврову. Коллеги и не заметили, как дружба переросла в служебный роман. События развивались стремительно, и вскоре знакомые уже гуляли на свадьбе пары.
«Вышла замуж: я уже кто-то, а у него — рваное пальто, старые ботинки, и я начала его одевать. Снимали квартиру, жили в подвале. Но я не могла одолеть его страшного алкоголизма. Выпивала с ним, чтобы ему меньше досталось. Мне Ефремов сказал, мол, смотри, сопьешься. Но Бог не дал. Мы были с Далем в той близости, что могли не разговаривать даже, звуками общались. Но я не думала, что он будет так переживать, когда я уйду. А иначе надо было бросать все и заниматься его пьянством, что было безнадежно. Он пил с 16 лет», — вспоминала Лаврова.
Из-за пагубного пристрастия отношения Даля с Татьяной продержались лишь полгода. Крепкий союз ему удалось создать лишь с третьей попытки. На съемках «Короля Лира» артист познакомился с монтажером Елизаветой Апраксиной. Только она смогла «приручить» строптивого актера и оберегала семью более 10 лет. Увы, верная возлюбленная не сумела избавить мужа от алкоголизма.
На дне
Елизавета понимала, что вышла замуж за безумно талантливого и сложного человека. Он не играл, а жил на сцене, воспринимал как трагедию уход из «Современника», все больше критиковал кинематограф и бездарные постановки коллег, любую проблему глушил спиртным. Из-за тяжелого характера и индивидуализма у Даля почти не было друзей. Супруга оставалась главной действующей силой в борьбе с пьянством актера.
Порой Апраксиной казалось, что Олег Иванович встал на путь исправления. Он писал в дневнике, что хочет бросить употреблять алкоголь, но в итоге срывался и вновь уходил в запой. Иногда артист пропадал на целый день, а возвращался домой к жене и теще мертвецки пьяным, разутым и раздетым. Близкие проявляли недюжинное терпение: что бы ни случилось, в квартире Даля ждал обед и теплая постель. Однако ситуация усугубилась вспышками агрессии со стороны звезды. Он мог грубо оттолкнуть или схватить Елизавету за руку. Однажды ее мама, Ольга Борисовна, не выдержала и отправила зятя в Москву.
Чтобы вернуть семью, Олег Иванович решил «зашиться». О подобной процедуре ему рассказал Владимир Высоцкий. Эффекта хватило на два года, потом пришлось вновь просить помощи у знакомых врачей барда. А в 1980-м Высоцкий скончался…
Эту роковую фразу впоследствии в звездных кругах трактовали как пророчество. В январе следующего года Олег Иванович поведал супруге, что видел умершего барда во сне, и тот звал его к себе. Но такой поворот не означал, что Даль готовился уйти из жизни, наоборот — он жаждал сделать нечто существенное в искусстве, надеялся поставить собственный спектакль. В феврале актер уезжал на съемки в Киев и казался воодушевленным.
Работа была изматывающей и в один из дней, уходя из ресторана от компании коллег, Даль проронил фразу: «Пойду к себе умирать». Порция черного юмора только повеселила актеров, но утром выяснилось, что Олег Иванович скончался. Официальный диагноз — остановка сердца, однако впоследствии знакомые заключили, что сгубила звезду очередная порция водки, выпитая им в номере гостиницы.
7 марта актера похоронили на Ваганьковском кладбище. Вскоре выяснилось, что он успел позаботиться о родных: оставил на сберкнижке гонорар за ленту «Вариант «Омега» — целых 1300 рублей. «Даже после смерти продолжал оберегать своих женщин, — подчеркивала подруга семьи Лариса Мезенцева. — Не только сберкнижкой — своим именем. Ведь его вдове помогали многие. Помню, Анастасия Вертинская все доставала Лизе какие-то путевки, передавала деньги. Даля действительно любили все! Вот только это не сделало его жизнь легкой».
По материалам «7 Дней», «КП».
Фото: SEF, Mosfilm / Legion-Media, James Andanson/ Getty Images, личный архив, кадры из фильмов «Старая, старая сказка», «Не может быть!», «Первый троллейбус», «Девять дней одного года»